Пояснительная записка. Название психолого-педагогической программы: «Психолого-педагогическое
Название психолого-педагогической программы: «Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»
Фамилия, имя, отчество автора (членов авторского коллектива):
Вайнштейн Ирина Владимировна,
Комарова Наталья Леонидовна, Панова Лариса Иннокентьевна
Контактная информация:
ФИО контактного лица: Михайлова Валентина Николаевна, директор Областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения»(ОГАОУ ЦПМСС).
Электронный адрес: [email protected]
Контактный телефон: (83952) 700-037
Факс полный: (83952) 700-940
Почтовый адрес с индексом:664022, г. Иркутск, ул. Пискунова,42
Оглавление
Заявление на участие в Конкурсе | |
Психолого-педагогическая программа | |
Описание цели и задачи программы | |
Описание участников программы | |
Научные, методологические и методические основания программы | |
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач | |
Структура и содержание программы | |
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы | |
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы | |
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы | |
Сроки и этапы реализации программы. | |
Ожидаемые результаты реализации программы | |
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы | |
Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники | |
Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные) | |
Сведения о практической апробации программы | |
Используемая литература | |
Аннотация психолого-педагогической программы | |
Отзыв на психолого-педагогическую программу администрации образовательного учреждения, в котором проходила ее апробация | |
Приложения | |
Приложение 1. Справка ИПКРИО об апробации программы | |
Приложение 2. Рецензия на программу | |
Приложение 3.Программа психолого-педагогического изучения детей (по Забрамной С.Д., Исаевой Т.Н.) | |
Приложение 4.Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью | |
Приложение 5.Уровни осуществления деятельности | |
Приложение 6.Методические рекомендации по развитию сенсорной сферы | |
Приложение 7.Тест Когана | |
Приложение 8.Методика «Обобщение понятий» | |
Приложение 9.Методика «Классификация» | |
Приложение 10.Диагностика «Сравнение» | |
Приложение 11.Стимульный материал к упражнению «Нелепицы» | |
Приложение 12. Стимульный материал к упражнению «Найти недостающее» | |
Приложение 13. Стимульный материал к упражнениям на обобщение и классификацию. | |
Приложение 14. Стимульный материал к упражнению на нахождение закономерностей | |
Приложение 15. Стимульный материал к упражнению «Простейшие умозаключения» | |
Приложение 16. Стимульный материал к упражнению на установление логических связей | |
Приложение 17.Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка | |
Приложение 18.Анкета для родителей | |
Приложение 19. Представления на психолого-педагогический консилиум | |
Приложение 20.Логопедическое представление | |
Приложение 21.Психолого-педагогическая характеристика воспитанника консультативного пункта Якимчук Вадима | |
Приложение 22.Фотоматериалы |
В Оргкомитет IV Всероссийского конкурса
Психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Автор (авторский коллектив в составе) Вайнштейн Ирина Владимировна, Комарова Наталья Леонидовна, Панова Лариса Иннокентьевна___
(ФИО полностью)
направляет для участия в IV Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации _Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
психолого-педагогическую программу «Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью».
Практическая апробация указанной программы проведена с «_15_»__сентября__2010 г. по «_15 »__мая__2015_ г. в _Областном государственном автономном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Иркутск
(название образовательного учреждения)
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Автор (авторский коллектив в составе) __Вайнштейн Ирина Владимировна, Комарова Наталья Леонидовна
(ФИО полностью)
согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подпись (подписи)____________________/__________________/
ФИО
Подпись (подписи)____________________/__________________/
ФИО
Подпись (подписи)____________________/__________________/
ФИО
«___»__________2012 г.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»
Вайнштейн И. В., Комарова Н. Л.,
ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального
сопровождения», г. Иркутск.
Пояснительная записка.
Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые проблемы возникают с теми, которые страдают умеренной умственной отсталостью (по МКБ 9 – имбецильностью). Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Возможности ребенка с умеренной умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.
Нормальное развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий. Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе развития ребенка, следует рассматривать их значение не только для усвоения и применения отдельных знаний и отдельных практических умений, но и для формирования общих способностей ребенка, принимая во внимание, что большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Развитие ощущений и восприятий - это необходимая предпосылка формирования более сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности ребенка, так как всякое целесообразное действие, как указывал И.М.Сеченов, «регулируется чувствованиями» и управление осуществляется при посредстве механизмов «сенсорной коррекции» (Н.А.Бернштейн). Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Дети с умеренными интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.
Задача коррекционной работы – формирование тех качеств личности ребенка, которые важны не только на данной возрастной ступени, но и являются необходимой основой дальнейшего развития. Следовательно, основная коррекционная работа должна быть направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности. Для этого необходимо, прежде всего, выявить степень зрелости ребенка, от которой зависит продуктивность всех видов его деятельности. Важно знать не только глубину и структуру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адекватный охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.).
Как показывает опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах и т.д. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей, поэтому в программу включены упражнения, направленные на совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.
Психокоррекционная работа позволит оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии, оптимизирует проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Основная работа направлена на изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушением развития. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.