Стратегия психологического консультирования семьи
Впсихологическом консультировании решается частная задача: задержать членов недифференцированных семей на
наблюдении и рациональном анализе эмоциональных процессов в семье, осмыслении причин конфликтов, осознании эмоциональной подоплеки своего и чужого поведения. Считается, что это важнее, чем рекомендации.
Для развертывания процессов наблюдения и рационального анализа различных аспектов семейной жизни широко используются социометрические техники работы с семьей: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Генограмма», «Ролевая карточная игра», «Экокарта», «Соломенная башня», «Семейное пространство», «Семейная социограмма». Мы их рассмотрим далее.
Психолог должен быть дифференцированной личностью; нельзя позволять вовлекать себя в зависимость от отношений в семье: нельзя ни поддерживать одного из членов семьи, ни становиться на чью-либо супружескую позицию. Иначе будет триангуляция.
Для того чтобы побудить супругов начать обща*Ься друг с другом напрямую (без вовлечения окружающий в многочисленные семейные треугольники), для тогшгатобы научить их терпимо относиться к личностным отличиям другого, используется методика «Тет-а-тет» [Ричардсон, 1994, с. 69-70]. Супругам предлагают выполнить^следующую процедуру. /
Сядьте близко, касаясь коленей и сохраняя контакт глаз. Посмотрите, как долго вы сможете говоаить о себе, своих взаимоотношениях, а не о третьих лицахЖли о дополнительных темах.
Теперь, чтобы сделать это задание еще труднее, повторите его, оставаясь только в настоящеувремени, не говорите о прошлом или будущем, а только оугаоих переживаниях «здесь и теперь». f
После выполнения супруг^ти этого задания в беседе с ними исследуется степень их третоги из-за близости с помощью следующих вопросов: 7
1. Насколько близок я могу быть с другим человеком, оставаясь в то же время самим собой и не делая того, что меня хотят заставить сделать другие?
2. Насколько близок я могу быть с другим человеком, допуская, что другой человек отличается от меня?
Социометрические работы с семьей
Социометрическими эти техники называются потому, что позволяют графически или пространственно отобразить структуру социальных взаимоотношений в семье. В этом плане они нацелены на измерение, исследование, описание, репрезентацию и познание типичных форм взаимоотношений людей в семье.
Семейная скульптура
Одному из членов семьи предлагается расставить членов своей семьи или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье. Иногда «скульптора» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы его поведение. Членам семьи следует затем последовательно их произнести.
После создания «скульптуры» психолог может задавать членам семьи следующие вопросы или делать следующие предложения:
1. Придумайте название вашему произведению, (вопрос «скульптору», раньше всех других вопросов)
2. Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? (каждому члену семьи)
3. Удивила ли вас данная «скульптура»? (всей семье)
4. Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил? (каждому члену семьи)
5. Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье)
6. Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть? («скульптору» или всей семье)
Эта методика может использоваться и в индивидуальном консультировании. В этом случае роль членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете.
Семейная хореография
Эта техника представляет собой развитие техники «Семейная скульптура». К танцам она отношения не имеет. Греческое слово «choreia» первоначально подразумевало то, что человек отображает в движении, в действии порывы своей души.
Процедура осуществления методики довольно гибкая и может меняться в зависимости от конкретных задач и условий.
Начинают часто с того, что члены семьи должны показать сцену без слов, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем им предлагают изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.
Затем психолог помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог просит этого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать другие.
Вопросы всегда одни и те же: «Каково быть в этом положении в семье? Какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?»
Психолог может просить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны, а также те сцены, которые изображают их преодоление, причем советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.
Порой методика осуществления семейной хореографии может выглядеть и следующим образом.
Клиента просят вообразить себя каким-то животным или предметом, например, сильным, мощным львом с большой пастью и острыми зубами. Затем он представляет себе сцену, включающую этих животных или предметы, и описывает ее. После этого группу просят принять позиции, отражающие описанную сцену, и разыграть ее.
Генограмма
Методика представляет собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности системы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяжении последних трех-четырех поколений. Предложена Мюррэ-ем Боуэном в 1978 г.
С графическими символами для построения схемы и примерами использования генограммы в практике консультирования рекомендуем ознакомиться по книге Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 100-109].