Глава 2. Историческое развитие предмета психологии
УДК 159.9 ББК 88я73
По вопросам приобретения обращаться в ООО«Юрайт-Книга» Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: [email protected]. www.urait.ru
Покупайте наши книги:
— в нашем офисе: 105037 Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10;
— через службу «Книга-почтой»: 105037 Москва-37, а/я «Книга-почтой»;
— через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: [email protected]. В кратчайшие сроки наш партнер — интернет-магазин «Колибри» выполнит
Ваш заказ. По Москве возможна доставка курьером. Вместе с книгами Вы получите все необходимые бухгалтерские документы.
ISBN 5-94879-116-5
© Нуркова В.В., Березанская Н.Б., 2004 © ООО «Юрайт-Издат», 2004
1
Оглавление
Введение............................................................................................................................9
Глава 1. Психология как наука........................................................13
1.1. Плюрализм психологического знания................................................13
1.2. Программы создания психологии как науки.
Принципы построения психологического знания: детерминизм, системность, развитие. Объект психологии. Многообразие предмета психологии.................................................................................17
1.3. Круг явлений, изучаемых психологией..............................................22
1.4. Психология в междисциплинарном пространстве........................24
1.5. Характеристика основных разделов и отраслей психологии.....27
1.6. Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания...........................................:.............................31
1.7. Методы психологии...................................................................................33
Контрольные вопросы................................................................................38
Тестовые задания........................................................................................38
Литература..................................................................................................39
Глава 2. Историческое развитие предмета психологии
и основные направления в психологии.............................................40
2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе......42
2.1.1. Психологическая проблематика в античности................................42
2.1.2. Психологическая проблематика в Средневековье
и в период Возрождения..........................................................................50
2.1.3. Психологические проблемы в Новое время.....................................53
2.2. Направления психологии периода ее развития
как самостоятельной науки.....................................................................60
2.2.1. Экспериментальная психология сознания.......................................60
2.2.2. Гештальтпсихология и проблема целостного
анализа психики..........................................................................................63
2.2.3. Феномен бессознательного и психоанализ.......................................65
2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.... 68
2.2.5. Психика, преобразованная культурой. Культурно-исторический подход в психологии.............................70
2.2.6. Деятельностный подход в психологии.
Виды и структура деятельности............................................................72
2.2.7. Гуманистическая психология.................................................................74
2.2.8. Когнитивная психология............,............................................................76
Контрольные вопросы................................................................................78
Тестовые задания........................................................................................ 78
Литература..................................................................................................79
Глава 3. Психика и организм.........................................................„80
3.1. Возникновение и развитие психики в филогенезе........................80
3.1.1. Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность....................................................82
3.1.2. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект...............84
3.1.3. Возникновение и развитие сознания как главное
событие антропогенеза........................................................................,.....91
3.1.4. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.................................................................92
3.2. Научение........................................................................................................95
3.2.1. Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна......,......101
3.3. Подходы к решению психофизиологической проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция, тождество, дополнительность....................................................................................104
3.4. Психика и нервная система..................................................................106
3.4.1. Строение и функции нейронов...........................................................107
3.4.2. Структура нервной системы................................................................ 110
3.4.3. Строение и функции головного мозга..............................................111
3.4.4. Кора головного мозга.............................................................................113
3.4.5. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.................Г.................................................................................115
3.4.6. Межполушарная асимметрия. Проблема расщепленного мозга.............................................................................................................. 118
3.4.7. Методы изучения головного мозга...................................................119
3.5. Измененные состояния сознания...................................................... 121
3.5.1. Сон.................................................................................................................121
3.5.2. Гипноз..........................................................................................................123
Контрольные вопросы..............................................................................126
Тестовые задания......................................................................................127
Литература................................................................................................128
Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация...................129
4.1. Общая характеристика мотивационной сферы............................129
4.2. Общая характеристика потребностей...............................................132
4.2.1. Органические потребности...................................................................136
4.2.2. Надорганические потребности............................................................146
4.2.3. Удовлетворение потребностей............................................................156
4.3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности.......................................................................................................161
4.4. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Закон Йоркса — Додсона о наличии оптимума мотивации.....165
4.5. Динамический аспект мотивации.......................................................166
4.5.1. Психоаналитические концепции изменения мотивации..........167
4.5.2. Динамика мотивации в гештальтпсихологии. Квази-потребности..................................................................................169
4.5.3. Когнитивные концепции динамики мотивации..........................170
4.5.4. Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы.......171
Контрольные вопросы..............................................................................172
Тестовые задания......................................................................................172
Литература................................................................................................173
Глава 5. Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля..............174
5.1. Общая характеристика эмоций...........................................................174
5.1.1. Функции эмоций.......................................................................................176
5.1.2. Проблема специфичности эмоций.....................................................179
5.1.3. Выражение эмоций...................................................................................184
5.1.4. Универсальность выражения дифференциальных эмоций.....185
5.1.5. Периферические теории эмоций........................................................189
5.1.6. Когнитивные теории эмоций................................................................191
5.1.7. Уровневая модель функционирования эмоций............................193
5.1.8. Культурные различия в выражении эмоций..................................195
5.1.9. Субъективное переживание эмоций..................................................197
5.1.10. Мозг и эмоции............................................................................................200
5.1.11. Стресс............................................................................................................202
5.2. Воля................................................................................................................203
5.2.1. Общая характеристика волевых процессов....................................203
5.2.2. Воля как активность................................................................................206
5.2.3. Воля как функция иерархии мотивов...............................................207
5.2.4. Структура волевого акта........................................................................208
5.2.5. Когнитивные компоненты волевого акта........................................209
Контрольные вопросы..............................................................................211
Тестовые задания................................^....................................................211
Литература..........................................'......................................................212
Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание.....................213
6.1. Особенности внимания как психического процесса. Объективные и субъективные явления внимания
и невнимания.............................................................................................213
6.2. Классические теории внимания.........................................................216
6.2.1. Внимание как апперцепция в теории В. Вундта.
Виды внимания, по Э. Титченеру. Понятие преперцепции
в работах В. Джеймса.............................................................................216
6.2.2. Моторные теории внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге....................221
6.2.3. Внимание как «сила Эго» в гештальтпсихологии.......................223
6.3. Модели внимания в когнитивной психологии..............................225
6.3.1. Теории ранней селекции. Модель фильтра Д. Бродбента. Модель аттенюатора А. Трейсман......................................................226
6.3.2. Теории поздней селекции. Модели Д. и Э. Дойчей
и Д. Нормана..............................................................................................229
6.3.3. Теории гибкой и множественной селекции А. Трейсман и концепция системы переработки информации
как конгломерат процессов автоматической и контролируемой переработки Р. Шиффрина..................................................................230
6.3.4. Ресурсная модель внимания Д. Канемана......................................232
6.4. Деятельностный подход к интерпретации
процессов внимания...............................................................................233
6.4.1. Внимание как высшая психическая функция,
по Л.С. Выготскому.................................................................................235
6.4.2. Внимание как функция умственного контроля,
по П.Я. Гальперину.................................................................................236
Контрольные вопросы..............................................................................237
Тестовые задания......................................................................................238
Литература................................................................................................238
Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие........239
7.1. Ощущение....................................................................................................240
7.1.1. Общая характеристика ощущений.
Классификации ощущений..................................................................240
7.1.2. Проблема измерения ощущений. Психофизика..........................245
7.1.3. Зрение..........................................................................................................251
7.1.4. Слух..............................................................................................................257
7т2. Восприятие.................................................................................................259
7.2.1. Цикличность восприятия. Понятие схемы как основного принципа организации потока информации.................................260
7.2.2. Восприятие пространства.....................................................................263
7.2.3. Распознавание и категоризация объектов......................................268
7.2.4. Константность восприятия..................................................................275
Контрольные вопросы..............................................................................276
Тестовые задания......................................................................................276
Литература................................................................................................277
Глава 8. Познавательные процессы. Память..................................278
8.1. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности и средние века. Феноменальная память. Амнезии.
Процессы памяти.....................................................................................278
8.2. Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития...................................................................281
8.3. Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемических процессов.........................................................................284
8.3.1. Эмоциональный компонент памяти. Память и стресс..............285
8.3.2. Мотивационный компонент памяти.................................................287
8.3.3. Проблема произвольной регуляции памяти.................................289
8.3.4. Проблема доступности запечатленной информации.
Эксплицитная и имплицитная память.
Эффекты предшествования.................................................................293
. 8.4. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти...................295
8.4.1. Память как репродуктивный процесс..............................................295
8.4.2. Память как конструктивный процесс..............................................298
8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.
Рабочая память. Долговременная память. Процедурная
и декларативная память. Семантическая, эпизодическая
и автобиографическая память.............................................................299
8.5.1. Сенсорный регистр..................................................................................300
8.5.2. Распознаватель.........................................................................................301
8.5.3. Рабочая память.........................................................................................301
8.5.4. Долговременная память........................................................................304
Контрольные вопросы..............................................................................317
Тестовые задания......................................................................................317
Литература................................................................................................318
Глава 9. Мышление и речь............................................................320
9.1. Общая характеристика мышления....................................................320
9.2. Мышление как процесс вывода нового знания.............................324
9.2.1. Логика и психология мышления........................................................325
9.2.2. Формально логические и естественные рассуждения................328
9.2.3. Источники ошибок в логических рассуждениях..........................332
9.3. Мышление как процесс решения задач............................................337
9.4. Мышление в реальных процессах творчества...............................346
9.5. Язык, речь, мышление.............................................................................348
9.6. Виды обобщений.......................................................................................354
9.7. Интеллект....................................................................................................361
Контрольные вопросы..............................................................................363
Тестовые задания......................................................................................363
Литература................................1...............................................................364
Глава10. Психология личности..............^.....................................365
10.1. Гомеостатические теории личности:
ориентация на конфликт........................................................................369
10.2. Гомеостатические теории личности:
ориентация на согласие..........................................................................381
10.3. Гетеростатические теории личности:
ориентация на конфликт........................................................................388
10.4. Гетеростатические теории личности:
ориентация на согласие..........................................................................396
10.5. Факторные модели личности...............................................................401
10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности.......406
10.6.1. Половые различия....................................................................................408
10.6.2. Конституциональные различия..........................................................409
10.6.3. Способности...............................................................................................413
10.6.4. Характер.......................................................................................................414
Контрольные вопросы..............................................................................416
Тестовые задания......................................................................................417
Литература................................................................................................417
Глава 11. Социальная психология.................................................419
11.1. Социальная психология групп............................................................421
11.1.1. Продуктивность групповой деятельности......................................427
11.1.2. Социальная роль как функциональная единица группы..........432
11.1.3. Динамические процессы в малых группах......................................442
11.1.4. Динамические процессы в больших группах.................................449
11.2. Социальное познание..............................................................................451
11.3. Общение.......................................................................................................456
Контрольные вопросы..............................................................................463
Тестовые задания......................................................................................463
Литература................................................................................................464
Ответы к тестовым заданиям................................................................................465
Предметный указатель.............................................................................................466
Персоналии..................................................................................................................472
Введение
Я психолог... о вот наука! А.С. Пушкин. Сцена из Фауста, 1825 г.
Психология — это, пожалуй, самая сложная, и в то же время самая легкая наука. Сложна она потому, что пытается описать и объяснить постоянно ускользающую от исследователя реальность душевной жизни человека. А что может быть сложнее, чем проникновение в глубины психики? Легка же психология оттого, что каждый из нас сам переживает те явления, которые составляют предмет интереса психологов: любовь и ненависть, страх и восторг, мечты и воспоминания.
За широко известным восклицанием пушкинского Мефистофеля угадывается укоренившийся в современной культуре двойственный взгляд на психологию. Действительно, психология — «о вот наука!», увлекательная и полезная, не чета далеким от жизни физике или химии. Обыватель воспринимает психолога-профессионала как некую мистическую фигуру, почти волшебника, способного «видеть людей насквозь», раскрывать потаенные причины самых, казалось бы, необъяснимых поступков, проникать в суть загадочных порывов человеческой души. Массовая культура неустанно тиражирует образ психолога — сверхчеловека, который может с одинаковым успехом спасать человечество от ужасающих.маньяков-убийц или безнаказанно совершать страшные преступления. Вспомним хотя бы персонажей нашумевших голливудских блокбастеров: Кэтрин Тремелл (Шэрон Стоун) из «Основного инстинкта» Пола Верхуве-на или агента Клариссу Старлинг (Джоди Фостер) из «Молчания ягнят» Джонатана Демме.
Вместе с тем отношение к психологии как к науке не мешает каждому чувствовать себя чуть-чуть психологом или, во всяком случае, пытаться улучшить собственную жизнь с помощью рецептов, почерпнутых из популярной психологической литературы. Недаром огромным успехом пользуются «околопсихологические» разделы массовых газет и журналов. Несмотря на значительное упрощение
и даже искажение научных знаний, позитивный аспект популяризации психологии заключается в том, что, приобретая психологические знания, человек не только познает окружающий мир, но и учится лучше понимать самого себя как часть этого мира.
Таким образом, основной секрет притягательности психологии заключается в том, что эта наука, как в академической, так и в популярной формах, дает человеку язык самоописания и различные техники изменения себя. Она ставит субъект в сознательную позицию по отношению к собственному опыту и позволяет активно преобразовывать свой внутренний и внешний мир: свою жизнь, свое окружение, свою судьбу.
Положение психологического знания на сегодняшний день достаточно парадоксально. Поэтому авторы учебника, четко осознавая все трудности, с которыми встречается человек, впервые вступающий на бескрайние просторы материка под названием «Психология», белых пятен на котором едва ли не больше, чем хорошо исследованных земель, решили руководствоваться рядом принципов, следование которым сделает работу с учебником полезной и приятной для самого широкого круга читателей: от студентов, только начинающих знакомиться с данной дисциплиной, до специалистов, которые смогут найти неожиданные ракурсы и новые подходы к решению знакомых вопросов.
Доступно, но не упрощенно. Авторы стремились, чтобы популярность изложения, продиктованная форматом учебной литературы, не привела к такому упрощению концепций различных авторов, когда утрачивается глубина и оригинальность их взглядов, а истинность научных данных искажается. Главной задачей было создание «карты» основных проблемных областей, теорий и эмпирических результатов, составляющих «тело» современной психологии. Поэтому большинство дискуссионных вопросов, актуальных для психологии на современном этапе ее развития, освещены через призму различных точек зрения, что оставляет читателю свободу выработки собственного мнения и определения собственных предпочтений. Правильно поставленный вопрос — половина ответа. Проблемный стиль позволяет изложить материал так, что каждая гипотеза, эксперимент, теория оказывается ответом на гипотетический вопрос, который конкретный исследователь задавал многогранной психологической действительности. Данный подход позволяет, во-первых, продемонстрировать принципиальную практичность знаний и теоретических построений, полученных в рамках психологии и, во-вторых, помогает понять, почему та или иная теория, тот или иной
автор не способны охватить всю проблематику психического, создать всеобъемлющую, целостную и единую психологию.
Психология как экспериментальная наука. Авторы стремились избегать чисто умозрительных построений в описании психических процессов. Каждое утверждение подкреплено эмпирическими доказательствами, об убедительности которых может судить читатель.
Российская психология как органическая часть мировой науки. Отечественная психология в течение десятилетий развивалась в изоляции. Таким образом, сложилось представление о двух параллельных психологиях — отечественной и зарубежной. В соответствии с таким разделением литература, переведенная с иностранных языков, знакомит читателя с достижениями западных авторов, в то время как отечественные источники преимущественно опираются на данные российских исследователей. Мы предприняли попытку показать психологию как единое научное пространство, где различные направления и школы сосуществуют, оказывая влияние друг на друга.
Классика и современность. Поскольку основным замыслом учебника является обобщение наиболее устоявшихся и разделяемых научным сообществом знаний, в текст включены основные достижения классиков психологической научной традиции. Наряду с этим в работе представлены и наиболее передовые концепции, которые взяты авторами буквально с «рабочих столов» ведущих авторитетов в мире современной психологии.
Соответствие стандарту. Содержание учебника полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации. Данный учебник может служить основным источником при подготовке к экзаменам или квалификационным испытаниям. Краткий список литературы, завершающий каждую главу, поможет читателю углубить знания по интересующим его проблемам, а вопросы для самопроверки и тестовые задания — проверить усвоение материала.
Структура. Учебник состоит из 11 глав. Первая глава знакомит с основными принципами и разделами психологии, ее отраслями и областями применения. Вторая глава посвящена истории становления психологической мысли. (Авторы выражают искреннюю признательность Е.В. Никулину за помощь в работе над этой главой.) В третьей главе речь идет о проблеме возникновения психики в филогенезе и о соотношении психики и ее материального субстрата — нервной системы. Затем излагаются основные взгляды на регулятивные процессы психики: мотивацию, эмоции, волю и внимание (гл. 4,5,6). Данное построение учебника продиктовано тем, что,
по мнению авторов, регулятивные процессы представляют собой функциональный аспект психики, отвечая на вопросы: зачем осуществляется психическая активность и как она зависит от внешних и внутренних обстоятельств (причин). Следующие главы посвящены познавательным процессам — ощущению, восприятию, памяти и мышлению (гл. 7, 8, 9), с помощью которых мир предстает перед субъектом и преобразуется им. В десятой главе из мозаики отдельных психологических функций складывается картина целостной личности человека. На этих страницах книги происходит интеграция всех сведений, изложенных ранее. В заключительной одиннадцатой главе обсуждается бытие человека как активного члена социальных общностей, рассматриваются вопросы социального познания, общения, групповые процессы.
Главы 1—8,10, 11 написаны В.В. Нурковой; подп. 3.5.2 и глава 9 написаны Н.Б. Березанской.
Мы верим, что этот учебник послужит вам надежным компасом в мире современной психологии.
Глава 1
«;••; ■■""••■ ■ . ■ •.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Чтобы понять науку, надо обратиться
к пониманию человека.
С.Н. Булгаков
В начале изучения психологии очень важно понять, каково самовосприятие современной психологической науки или, другими словами, методологические основания ее построения. Что такое психология? Насколько и в каком смысле научно психологическое знание? Существует ли единая психология? Вот круг вопросов, которые освещаются в первой главе.
В обсуждении этих вопросов нужно отталкиваться от наиболее широкого определения науки как «систематически организованного процесса превращения неизвестного в известное». Подобное определение позволяет сконцентрировать свое внимание на том сущностном аспекте научной формы освоения «психологической действительности», который отличает ее от других культурных форм познания психологических свойств человека (религии, здравого смысла, художественного творчества и т.д.). Оно устанавливает глубинный, не подверженный изменению смысл научной деятельности, тогда как конкретные познавательные стратегии могут значительно различаться.
1.1. Плюрализм психологического знания
Как и искусство, наука является неотъемлемым компонентом культуры, представляя собой образование крайне динамическое и неустойчивое. Принципиальную ограниченность любой научной теории ясно осознавал выдающийся немецкий социолог рубежа XIX—XX вв. Макс Вебер: «Научная работа вплетена в движение прогресса. Напротив, в области искусства в этом смысле не суще-
ствует никакого прогресса. Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет. Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10,20,40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным». Анализируя функции науки в современном обществе, М. Ве-бер далее пишет: «Во-первых, наука разрабатывает технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей. Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и навыки обращения с ними. В-третьих, наука содействует в обретении ясности».
Методы мышления, свойственные той или иной науке, кристаллизуются в понятии «парадигмы», или «дисциплинарной матрицы», введенном в науковедческий оборот в 1962 г. американским методологом Томасом Куном. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, образец) обозначает систему основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний. По мнению Куна, в истории любой дисциплины периоды «нормальной науки», когда находящийся в распоряжении исследовательского сообщества фонд теоретических построений и результатов не встречает серьезных возражений, располагаются между революционными моментами смены парадигм. В эпоху научных революций формируются и побеждают новые парадигмы исследования. «Путь науки усеян отвергнутыми теориями, которые когда-то провозглашались самоочевидными», — замечает другой известный методолог Карл Поппер.
В большинстве фундаментальных дисциплин можно наблюдать последовательную смену парадигм под давлением новых теоретических моделей, обладающих все большей эвристической силой. Специфика психологии заключается в том, что внутри нее до сих пор не было периодов «нормальной науки», т.е. достаточно полного и универсального согласия между представителями разных подходов (за исключением, конечно, времени марксистско-ленинского идеологического авторитаризма в СССР и странах Восточной Европы). В психологии одновременно сосуществует множество подходов, каждый из которых диктует свою логику постановки проблем, создания исследовательских программ и формулировки выводов. Каждому, берущемуся за изучение психологии, приходится или сделать выбор в пользу того или иного подхода, или попытаться
остаться «над схваткой». Можно ли на основании подобного положения вещей считать, что психология еще не сформировалась как зрелая наука? Реально ли, в принципе, примирить различные направления, соседствующие (иногда мирно, иногда будто бы не замечая друг друга, а зачастую и в открытой конфронтации) в рамках дисциплины под названием «психология»?
Ответить на эти вопросы помогает позиция Виктора Франкла, представленная в работе «Человек в поисках смысла»: «Фактически мы живем во времена научного плюрализма, когда отдельные науки (в данном случае — разные «психологии». — Прим. автора) представляют реальность столь различно, что картины противоречат друг другу. Однако я убежден, что эти противоречия не противоречат единству реальности. Это справедливо также и относительно человеческой реальности. Чтобы показать это, вспомним, что каждая наука дает, так сказать, свое сечение реальности», — пишет он и поясняет свою мысль примером. Представьте, что некая изучаемая нами реальность, например психика человека, имеет форму цилиндра с открытым верхом. Один подход будет рассматривать эту реальность в горизонтальном сечении. Результатом будет замкнутая окружность. Такой взгляд на человека разделяют, например, представители психоанализа, считающие, что жизнь человека можно объяснить, исходя из причинного действия его неосознаваемых влечений. Совсем другой взгляд на человека мы получим, если рассмотрим вертикальное сечение. Полученная открытая фигура соответствует взгляду на человека как на открытую сущность и лучше подходит для описания гуманистического подхода в психологии (рис. 1). При этом объект изучения остается прежним! Так как и в том, и в другом случае проекции плоскостные, оба подхода упускают какие-то важные стороны «объемной» реальности, но при этом продвигают нас на пути познания.
Рис. 1. Горизонтальная и вертикальная проекции объекта на плоскость
как метафора сосуществования различных подходов в психологии
(по В. Франклу, 1990)
Таким образом, ряд свойств человека находят свое отражение в «сечениях» одного типа и игнорируются «сечениями» другого. При этом трудно утверждать, что один подход «лучше» другого. Скорее, правильно утверждать, что они говорят «о разном».
Одно из традиционных противопоставлений разделяет естественные и гуманитарные науки. Здесь определяющими является трактовка объекта и предмета науки. Если предмет рассматривается как независимый от воли исследователя, объективно существующий до и вне его акта познания, мы говорим о естественной науке. В том случае, когда свойства предмета порождаются в самом акте исследования, мы говорим о гуманитарных науках. В зависимости от позиции автора психология может реализовывать-ся как естественная й*ли как гуманитарная дисциплина. Об этой потенциальной возможности свидетельствует даже тот факт, что в разных университетах психология помещается или в группу естественных факультетов (например, университет штата Вашингтон, США), или в группу гуманитарных факультетов (например, Российский государственный гуманитарный университет).
По своим основным характеристикам науки делятся на иомоте-тические и идиографические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Номо-тетический подход (буквально: «устанавливающий законы» или «генерализирующий», обобщающий) в этой классификации противостоит идиографическому (буквально: «описывающему особенное», индивидуализирующему). По мнению философской школы неокантианцев (представителями которой были Виндельбандт и Риккерт), главной характеристикой науки являются те ценности, на которые она ориентируется. В общем виде можно говорить о ценностях количества и ценностях качества. Тогда номотетиче-ские науки поднимают вопросы меры, порядка и закона, а идиографические — качественной оценки явлений. Атрибуция науки как номотетической или идиографической зависит от ее метода, а не от предмета или объекта. Так, можно вообразить номотетическую историю или идиографическое почвоведение. В психологии достаточно четко прослеживаются подходы, исповедующие номоте-тический (например, бихевиоризм) или идиографический (например, гуманистическая психология) взгляд на перспективу описания человека.
Таким образом, психология постоянно находится в состоянии методологического «кризиса» (по выражению Л.С. Выготского), который, скорее всего, никогда не будет преодолен окончательно. Такое положение, однако, ничуть не умаляет полноценность психологии как науки, если допустить, что каждая из парадигм относит-
ся к определенной части психической реальности (в соответствии с этим выделяются различные предметы психологии) и реализуется в способах описания и интерпретации психических явлений, адекватных именно ей.
Закончить обзор методологических предпосылок функционирования психологии можно высказыванием К. Поппера (1993), в котором суммируются принципы научного познания:
1) мы знаем много;
2) наше знание ограниченно;
3) каждая теория проясняет отношения между 1 и 2;
4) познание начинается с проблем;
5) проблемы создаются наблюдением;
6) научный метод есть метод решения, контролируемый самой строгой критикой;
7) напряжение между знанием и незнанием неразрешимо.
1.2. Программы создания психологии как науки.
Принципы построения психологического знания:
детерминизм, системность, развитие. Объект психологии.
Многообразие предмета психологии
Как уже излагалось выше, одним из значимых критериев научности является организованность и институционализированность процесса познания. Свидетельством достаточной научной зрелости определенной сферы знания служит создание научно-исследовательской программы, которая сплачивает вокруг себя ученых-единомышленников и ведет к возникновению научных институтов (кафедр, лабораторий, специализированных учебных заведений). Программа должна включать в себя определение объекта и предмета науки, задавать ее проблемное поле и намечать возможные методы решения проблем, определяя тем самым пути развития науки.
Первые программы создания психологии как науки появились в Германии и Франции в конце XVIII—XIX вв. В первую очередь следует упомянуть программы «практической психологии» К. Мори-ца(1792), «экспериментальной психологии» В. Вундта(1862), «описательной психологии» В. Дильтея (1894). Данные программы принципиально различались между собой, но практически в равной мере стали ориентирами для дальнейшего оформления психологической мысли. Они определили эпистемологические координаты психоло-
гии в описанных выше аспектах ценностных предпочтений авторов, в понимании задач, определении предмета и методов новой науки, отвоевывавшей себе жизненное пространство на границах философии и физиологии.
Берлинский учитель К. Мориц предложил создать науку, которая анализирует строение души человека по аналогии с тем, как анатомия рассматривает строение тела. Мориц видел будущую психологию прежде всего описательной практической дисциплиной, которая поможет педагогу развить способности ребенка. В качестве основного метода исследования предлагалось самонаблюдение.