Развитие словаря и грамматического строя речи

В процессе овладения словарным запасом можно выде­лить две взаимосвязанные стороны — качественную и ко­личественную.

Количественный рост словаря, указывает Д. Б. Эльконин, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей, индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. В исследованиях последних лет, посвященных словарю детей того или иного возраста, приводятся более высокие количественные показатели, чем, например, в ра­боте Н. А. Рыбникова, выполненной в 1926 г. Так, по данным В. Логиновой, к 3 годам в словаре ребенка насчитывается 1200 слов (против 400—600, которыми вла­дел ребенок этого возраста полвека назад), а активный словарь шестилетнего ребенка достигает 3000—3500 слов (против 2500—3000).

Части речи в словаре дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативной деятель­ности представлены неодинаково. Причем, как показывают исследования А. Г. Рузской и А. Э. Рейнстейн, индиви­дуальные различия, связанные с формой общения ребенка, перекрывают возрастные особенности вербальной функции у детей.

Лексика детей с ситуативно-деловой формой общения связана с конкретной предметной ситуацией. Это выража­ется в большом количестве существительных. Прилага­тельные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства предметов и явлений: цвет и размер (96,4 % всех прилагательных). 98% всех глаголов фиксируют только конкретные предметные действия.

У детей с внеситуативно-познавательной формой обще­ния, где на первый план выступают задачи получения от взрослого информации о предметах и явлениях, спо­собах действий, лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связан­ных с отражением качеств предметов окружающего мира. Появляются прилагательные, определяющие эстетические (11,25%) и эмоциональные (5%) свойства, глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия (6,24%).

Для детей с внеситуативно-личностной формой обще­ния, стремящихся получить информацию о нормах отно­шений между людьми, сопоставить свою точку зрения с точкой зрения взрослого, характерно общее усложне­ние грамматики. Прилагательные распределяются следую­щим образом: атрибутивные — 69,80%, обозначающие эстетические свойства — 14,65 %, этические — 3,32 %, обозначающие физические состояния— 9,3%. Возра­стает доля глаголов волевого и интеллектуального дей­ствия (9,76%).

Качественная сторона овладения словарем касается процесса усвоения детьми семантики слов, развития их значения. Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л. С. Выготского читаем: «Зна­чение слов с психологической стороны... есть не что иное, как обобщение или понятие. ...Мы вправе рассматри­вать значение слова как феномен мышления»[126].

В первую очередь дети дошкольного возраста овла­девают названиями наглядно представленных или доступ­ных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно-действен­ным и наглядно-образным характером мышления до­школьников. По этой же причине в словаре дошкольни­ка почти отсутствуют абстрактные понятия.

Смысловым содержанием слова дошкольник овладе­вает постепенно, по мере развития познавательных воз­можностей. Этапы этого усвоения раскрыты М. М. Коль­цовой. Для ребенка конца первого — начала второго года жизни слово обозначает только один определенный пред­мет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу пред­мета.

К концу второго года жизни слово для детей обоз­начает группу однородных предметов («кукла» — это раз­личные куклы). Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно.

В 3—3,5 года у детей наблюдается более высокая степень обобщения: слово обозначает несколько групп однородных предметов («игрушки», «посуда»). Сигналь­ное значение такого слова очень широко, вместе с тем оно значительно удалено от конкретных образов пред­метов.

Последняя степень обобщения — в слове как бы дан итог ряда предыдущих уровней обобщения (слово «вещь», например, содержит в себе обобщения, даваемые словами «игрушки», «посуда», «мебель» и др.). Сигнальное значе­ние такого слова чрезвычайно широко, а связь его с кон­кретными предметами прослеживается с большим трудом. Такой уровень обобщения доступен детям лишь на пятом году жизни.

Употребляемые дошкольниками слова третьей и четвер­той степеней обобщения («добрый», «злой», «хороший», «люди», «пища») бедны по содержанию и не могут быть отнесены к сигналам, несущим высокие степени обобще­ния. Например, разницу между фруктами и овощами дети объясняют так:

«Фрукты едят сырыми, а когда вареные — это овощи». Или: «Пища — это то, что едят птички и звери, а то, что едят дети,— это еда или кушанье») (из исследования М. М. Кольцовой).

Формирование у детей высоких степеней обобщения происходит в результате образования условных связей на то или иное слово. При систематической работе, отме­чает М. М. Кольцова, это совершается довольно легко.

Накопленный в речи дошкольника словарный запас сам по себе не может служить целям общения и познания. Для этого необходимо уметь строить словосочетания и предложения, соблюдая правила грамматики.

В раннем возрасте употребляемые ребенком граммати­ческие средства постепенно начинают приобретать для не­го смысловую нагрузку. Ребенок усваивает, по выражению Ф. А. Сохина, «значение формы», т. е. значение приста­вок, корней, суффиксов — тех элементов слова, на которых основано словопроизводство. В этот период у детей появ­ляются ошибки по аналогии (мячиком — палочком, иглом, красная — Таниная). Ребенок употребляет одну грамма­тическую форму для выражения значений, которые в язы­ке выражаются разными грамматическими формами.

К 3—3,5 годам ребенок усваивает основные граммати­ческие закономерности: изменяет слова по падежам, чис­лам, лицам, употребляет все времена глагола, строит простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

В дошкольном возрасте грамматический строй речи совершенствуется. Дети овладевают системой морфологи­ческих средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и сло­вообразования, учатся строить более сложные предложе­ния. Однако поскольку русский язык имеет сложную систе­му грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения (земля — земли), в течение всего дошкольного детства, когда идет активный процесс усвоения грамматических средств, речь детей изобилует грамматическими ошибками.

Дошкольное детство — это этап усвоения «формы зна­чения». Дети подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы — морфемы. В основе этого явления лежит ори­ентировка ребенка на звуковую форму слова. Это прояв­ляется, в частности, в так называемом «ложном истол­ковании» слов, множество примеров которого приводит К. И. Чуковский. Например, в слове отпугивать ребенок видит тот же корень, что впуговице, слово грабли сбли­жает со словом грабитель, наблюдением считает все, лежащее на блюде.

Однако, подмечая значения, которые несут морфемы, дети не могут выделить эти морфемы из слова. Так, в эксперименте, проведенном Д. Н. Богоявленским, до­школьники 5—6 лет правильно различали смысловые от­тенки незнакомых слов лар (объясняемое им как зверь), ларенок, ларище. Но объяснить, в чем разница между словами, т. е. вычленить суффиксы, не могли. Здесь имеет место первичная, или неполная, абстракция, доступ­ная дошкольникам без специального обучения.

На этой основе у дошкольников формируется обобщен­ный образ отношений грамматических форм в словах и словоформах, что приводит к складыванию механизма аналогии, выработке речевых шаблонов, а это в свою очередь является основой языкового чутья детей.

Чуткость к языковым явлениям проявляется в способ­ности дошкольников понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями.

Яркой иллюстрацией широкого использования детьми речевых шаблонов в процессе самостоятельного словооб­разования является детское словотворчество, которое составляет одну из главных особенностей развития речи дошкольника. В словотворчестве проявляются способ­ности детей создавать неологизмы, такие как, например, отсонилась, банане, вытонул. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово (лепь — то, что слеплено); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого {пургинки, помога-ние, страшность); в) одно слово составляется из частей двух других (блистенькая — блестящая и чистенькая, по-ломою — мою полы). Характерно, что использование при­ставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует грамматическим законам языка.

На определенном этапе развития детской речи слово­творчество представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грам­матических форм родного языка. К 5 годам словотвор­чество начинает угасать, так как ребенок уже прочно усваивает грамматические формы и свободно их исполь­зует.

На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется синтаксическая сторона речи детей.

В речи младших дошкольников преобладают простые предложения. Характерным для этого возраста является употребление в начале предложений частиц а, и, вот. Употребляются в младшее дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения, но глав­ным образом при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них зачастую заменяется интонацией. Наиболее широко упот­ребляются предложения времени и дополнительные.

В среднем дошкольном возрасте в речи детей по-преж­нему преобладают простые предложения, но структура их усложняется, появляются предложения с однородными членами. Изменяется структура сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В сложносочиненных предложениях начинают встречаться вводные слова, появ­ляется союз не, который в речи детей младшего возрас­та не употребляется. В сложноподчиненных предложени­ях появляются придаточные предложения причины, срав­нительные, условные, правда, последние употребляются крайне редко. Впервые в среднем дошкольном возрасте дети используют в речи обобщающие слова и однородные дополнения.

В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в I класс, основной массив текста (55 %) составляют простые предложения (Л. А. Калмыкова).

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников от­влеченного мышления.

Наши рекомендации