Развитие словаря и грамматического строя речи
В процессе овладения словарным запасом можно выделить две взаимосвязанные стороны — качественную и количественную.
Количественный рост словаря, указывает Д. Б. Эльконин, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей, индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. В исследованиях последних лет, посвященных словарю детей того или иного возраста, приводятся более высокие количественные показатели, чем, например, в работе Н. А. Рыбникова, выполненной в 1926 г. Так, по данным В. Логиновой, к 3 годам в словаре ребенка насчитывается 1200 слов (против 400—600, которыми владел ребенок этого возраста полвека назад), а активный словарь шестилетнего ребенка достигает 3000—3500 слов (против 2500—3000).
Части речи в словаре дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативной деятельности представлены неодинаково. Причем, как показывают исследования А. Г. Рузской и А. Э. Рейнстейн, индивидуальные различия, связанные с формой общения ребенка, перекрывают возрастные особенности вербальной функции у детей.
Лексика детей с ситуативно-деловой формой общения связана с конкретной предметной ситуацией. Это выражается в большом количестве существительных. Прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства предметов и явлений: цвет и размер (96,4 % всех прилагательных). 98% всех глаголов фиксируют только конкретные предметные действия.
У детей с внеситуативно-познавательной формой общения, где на первый план выступают задачи получения от взрослого информации о предметах и явлениях, способах действий, лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связанных с отражением качеств предметов окружающего мира. Появляются прилагательные, определяющие эстетические (11,25%) и эмоциональные (5%) свойства, глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия (6,24%).
Для детей с внеситуативно-личностной формой общения, стремящихся получить информацию о нормах отношений между людьми, сопоставить свою точку зрения с точкой зрения взрослого, характерно общее усложнение грамматики. Прилагательные распределяются следующим образом: атрибутивные — 69,80%, обозначающие эстетические свойства — 14,65 %, этические — 3,32 %, обозначающие физические состояния— 9,3%. Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия (9,76%).
Качественная сторона овладения словарем касается процесса усвоения детьми семантики слов, развития их значения. Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л. С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны... есть не что иное, как обобщение или понятие. ...Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления»[126].
В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно представленных или доступных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным характером мышления дошкольников. По этой же причине в словаре дошкольника почти отсутствуют абстрактные понятия.
Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает постепенно, по мере развития познавательных возможностей. Этапы этого усвоения раскрыты М. М. Кольцовой. Для ребенка конца первого — начала второго года жизни слово обозначает только один определенный предмет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу предмета.
К концу второго года жизни слово для детей обозначает группу однородных предметов («кукла» — это различные куклы). Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно.
В 3—3,5 года у детей наблюдается более высокая степень обобщения: слово обозначает несколько групп однородных предметов («игрушки», «посуда»). Сигнальное значение такого слова очень широко, вместе с тем оно значительно удалено от конкретных образов предметов.
Последняя степень обобщения — в слове как бы дан итог ряда предыдущих уровней обобщения (слово «вещь», например, содержит в себе обобщения, даваемые словами «игрушки», «посуда», «мебель» и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такой уровень обобщения доступен детям лишь на пятом году жизни.
Употребляемые дошкольниками слова третьей и четвертой степеней обобщения («добрый», «злой», «хороший», «люди», «пища») бедны по содержанию и не могут быть отнесены к сигналам, несущим высокие степени обобщения. Например, разницу между фруктами и овощами дети объясняют так:
«Фрукты едят сырыми, а когда вареные — это овощи». Или: «Пища — это то, что едят птички и звери, а то, что едят дети,— это еда или кушанье») (из исследования М. М. Кольцовой).
Формирование у детей высоких степеней обобщения происходит в результате образования условных связей на то или иное слово. При систематической работе, отмечает М. М. Кольцова, это совершается довольно легко.
Накопленный в речи дошкольника словарный запас сам по себе не может служить целям общения и познания. Для этого необходимо уметь строить словосочетания и предложения, соблюдая правила грамматики.
В раннем возрасте употребляемые ребенком грамматические средства постепенно начинают приобретать для него смысловую нагрузку. Ребенок усваивает, по выражению Ф. А. Сохина, «значение формы», т. е. значение приставок, корней, суффиксов — тех элементов слова, на которых основано словопроизводство. В этот период у детей появляются ошибки по аналогии (мячиком — палочком, иглом, красная — Таниная). Ребенок употребляет одну грамматическую форму для выражения значений, которые в языке выражаются разными грамматическими формами.
К 3—3,5 годам ребенок усваивает основные грамматические закономерности: изменяет слова по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, строит простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
В дошкольном возрасте грамматический строй речи совершенствуется. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. Однако поскольку русский язык имеет сложную систему грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения (земля — земли), в течение всего дошкольного детства, когда идет активный процесс усвоения грамматических средств, речь детей изобилует грамматическими ошибками.
Дошкольное детство — это этап усвоения «формы значения». Дети подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы — морфемы. В основе этого явления лежит ориентировка ребенка на звуковую форму слова. Это проявляется, в частности, в так называемом «ложном истолковании» слов, множество примеров которого приводит К. И. Чуковский. Например, в слове отпугивать ребенок видит тот же корень, что впуговице, слово грабли сближает со словом грабитель, наблюдением считает все, лежащее на блюде.
Однако, подмечая значения, которые несут морфемы, дети не могут выделить эти морфемы из слова. Так, в эксперименте, проведенном Д. Н. Богоявленским, дошкольники 5—6 лет правильно различали смысловые оттенки незнакомых слов лар (объясняемое им как зверь), ларенок, ларище. Но объяснить, в чем разница между словами, т. е. вычленить суффиксы, не могли. Здесь имеет место первичная, или неполная, абстракция, доступная дошкольникам без специального обучения.
На этой основе у дошкольников формируется обобщенный образ отношений грамматических форм в словах и словоформах, что приводит к складыванию механизма аналогии, выработке речевых шаблонов, а это в свою очередь является основой языкового чутья детей.
Чуткость к языковым явлениям проявляется в способности дошкольников понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями.
Яркой иллюстрацией широкого использования детьми речевых шаблонов в процессе самостоятельного словообразования является детское словотворчество, которое составляет одну из главных особенностей развития речи дошкольника. В словотворчестве проявляются способности детей создавать неологизмы, такие как, например, отсонилась, банане, вытонул. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово (лепь — то, что слеплено); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого {пургинки, помога-ние, страшность); в) одно слово составляется из частей двух других (блистенькая — блестящая и чистенькая, по-ломою — мою полы). Характерно, что использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует грамматическим законам языка.
На определенном этапе развития детской речи словотворчество представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка. К 5 годам словотворчество начинает угасать, так как ребенок уже прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует.
На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется синтаксическая сторона речи детей.
В речи младших дошкольников преобладают простые предложения. Характерным для этого возраста является употребление в начале предложений частиц а, и, вот. Употребляются в младшее дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения, но главным образом при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них зачастую заменяется интонацией. Наиболее широко употребляются предложения времени и дополнительные.
В среднем дошкольном возрасте в речи детей по-прежнему преобладают простые предложения, но структура их усложняется, появляются предложения с однородными членами. Изменяется структура сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В сложносочиненных предложениях начинают встречаться вводные слова, появляется союз не, который в речи детей младшего возраста не употребляется. В сложноподчиненных предложениях появляются придаточные предложения причины, сравнительные, условные, правда, последние употребляются крайне редко. Впервые в среднем дошкольном возрасте дети используют в речи обобщающие слова и однородные дополнения.
В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в I класс, основной массив текста (55 %) составляют простые предложения (Л. А. Калмыкова).
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.