Основные теоретические направления
Тема 1. чем занимаются психологи? Житейская, научная и практическая психология
Ум хорошо устроенный лучше ума хорошо наполненного. М. Монтень
Различные значения термина психология.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики.
В течение многих столетий удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога.
Психика (душа) – субъективный мир человека, понимается различно в зависимости от мировоззрения, полюсы – идеалистическое и материалистическое понимание.
1. Психика, душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.
2. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи – мозга, заключающееся в отражении мира, построении картины мира и саморегуляции поведения на этой основе.
Понятие «психология» возникло на рубеже XVI—XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод — «наука о душе». Понятие «наука», однако, в современном понимании отлично от понятия «учение» — ибо наука предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследовательскую деятельность, построенную на основе специальных методов.
Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание.
Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе — первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) — стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.
В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно познавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности.
В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию — при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.
Научно–исследовательская академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, развивающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психолог–профессионал.
В 20 веке формируются основные теоретические направления психологии, которые связаны с мировоззрением их основоположников, а также концентрацией внимания на определённых аспектах психики: эмоциональной сферы (психоанализ), когнитивной сферы (когнитивная психология), поведения субъекта (бихевиоризм), целостности отражения (гештальтпсихология), личностного роста (гуманистическая психология)..
Основные теоретические направления.
Направление | Взгляд на человека | Основные представители | Важнейшие понятия | Вклад в теорию | Вклад в практику |
Бихевиоризм | Человек реагирующий | Уотсон Скиннер Бандура | Поведение Стимул, роеакция,подкрепление | Теория научения теория активации | Тренинги умений |
Психоанализ | Человек желающий | Фрейд Юнг, Адлер, | Бессознательное, вытеснение, защита Я | Развитие эго, Динамика эмоцон. расстройств | Процедура псих, психодрама, телес. терапия |
Гещтальтпсихология | Человек воспринимающий | Вертхеймер,Кёлер, Перлз, | Целостность восприятия, инсайт | Творческое мышление, целостность Я | Тренинг сензитивности, коррекция Я. |
Когнитивная псих | Человек думающий | Найссер Пиаже, Брунер | Компьютерная метафора, переработка информации | Построение картины мира, личностные конструкты | Процесс обучения, когнитивная терапия |
Гуманистическая псих | Человек самореализующийся | Роджер, Маслоу, Оллпорт | Самоактуализация, самопринитие, идентичность | Центрированность на клиенте, иерархия потребностей | Центры личностного роста, группы встреч |
Бихевиоризм – направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.
Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.
Уровни психики – сознательное и бессознательное.
Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, представленных во внутреннем опыте субъекта.
Бессознательное – совокупность психических процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта, но которые проявляются в его поведении.
Предсознательное – часть бессознательного, которая может стать сознательной.
Надсознательное – часть бессознательного, которая во взаимодействии с сознательным проявляется как интуиция при решении творческих задач. «У творческого человека сознательное и бессознательное связаны «шлюзами» которые приоткрыты.».
Первые представления о бессознательном связаны с исследованиями постгипнотических внушений, проведенных З. Фрейдом. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удается реализовать, т.к. они противоречат социальным нормам, принятым в обществе нормам морали и правилам поведения. Фрейд предлагает трехчленную структуру личности, состоящей из Ид (Оно) - несознаваемых влечений, Эго (Я)- сознательной сферы и Супер-Эго (Сверх-Я), выполняющего контролирующие функции (совесть).
Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
Отрасли психологии.
Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии.
Выделяют следующие отрасли психологии:
* общая психология - изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;
* возрастная психология - исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии, которую называют детской психологией;
* педагогическая психология - занимается психологическими особенностями обучения и воспитания;
* социальная психология - изучает взаимоотношения людей в группах;
* психология труда - рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности и т.д.
Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования. Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий.
Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология.