Происхождение и развитие личности (персоногенез)
Филогенез личности
Развитие личности – преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и личность в целом, в результате биологических процессов (созревания) и социальных взаимо-действий, включая учение. Накапливаясь, эти изменения и приводят к функциональным и струк-турным перестройкам, которые характеризуются устойчивостью и необратимостью. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей. Динамизм свойственен всем уровням психической организации человека, затрагивая также самые высокие – личностные – уровни. Повседневный опыт и специальные исследования показывают, что личность является динамической психологической системой, находящейся в процессе непрерывных преобразований, имеющих определенную направленность и необратимость. В этом и заключается развитие личности: преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и структуру личности в целом в результате биологических процессов (созревание) и социальных взаимодействий, главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функциони-рования. Ориентация этих преобразований задается взаимодействием человека с социальной и предметной средой, которая тоже, в свою очередь, подвержена существенным переменам. Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно.
Палеопсихологические, антропологические и историко-психологические материалы показывают, что изменения человеческой психологии носят исторический характер. Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствуют о том, что развитие личности имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический. Оба эти аспекта развития обычно рассматриваются в единстве и взаимообусловленности.
Филогенез личности – аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах.
Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений. На эти вопросы, как и на большинство подобных можно найти разные ответы. Один ответ дается в духе социального радикализма и гласит: “Каждая конкретная система производственных отношений формирует особый, соответствующий ее качеству социальный тип человека. Его особенности определяются твердо усвоенными, превратившимися в личностные черты нормами поведения в сферах производства, обмена и потребления”. С этой точки зрения изменение личности не является проблемой, и любой личностный проект может быть планомерно реализован.
Об иной категории ответов на вопрос о филогенезе личности можно судить по следующему суждению: “…Цивилизация, улучшая наши дома, не улучшила людей, которым там жить. Она создала дворцы, но создать благородных рыцарей и королей оказалось труднее”. Подобное мировоззрение устойчиво; упоминания о том, что психология человека одна и та же во все исторические эпохи, встречаются часто. И в наше время некоторые социологи убеждены, что человек – это самый консервативный, негибкий элемент социальной системы.
Как видно, проблема филогенеза личности имеет некоторое отношение к проектам управляемого преобразования личности. В истории человечества есть примеры как удачных, так и неудачных личностных трансформаций под влиянием социальных условий. К первым можно отнести эволюцию буржуазного типа личности под влиянием протестантских религиозных ценностей. Ко вторым – попытку сформировать новый тип личности – советского человека, советский характер. Видимо, реформы социальных структур и ценностей могут способствовать филогенезу личности, если они психологически обоснованы, то есть соответствуют базовым психологическим законам, а не являются плодом теоретического, идеологического, политического или иного произвола, ломающего природу человека. Подобного рода социальная практика, как и постановка вопроса о филогенезе личности предполагает дистанцирование от крайних позиций и ориентацию на более уравновешенные взгляды.
Некоторые стороны филогенеза личности имеют определенное практическое значение и поэтому являются предметом интереса науки, экономики, политики и искусства. Этот интерес состоит в том, чтобы отслеживать личностные изменения в обществе и не упустить момент появления “человека нового психологического типа”.
Рассмотрим, как это делается, на примере перспективного планирования жизни японского общества в XXI веке, как, в частности, учитываются особенности нынешней молодежи, или “людей нового типа”. Это учащиеся средней школы или техникума, студенты, молодые специалисты, окончившие колледж или вуз.
Широкомасштабными исследованиями было установлено, что этому поколению свойственны следующие специфические черты: повышенная чувствительность и тенденция избегать трудностей; стремление самостоятельно принимать решения; стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей; высокие способности к сбору, оценке и применению информации. Каждый из них характеризуется независимостью мышления, наличием собственной точки зрения. Они не стремятся к большому богатству, легко приспосабливаются к окружающей среде и ее изменениям, предпочитают развлечения, не обременяют себя заботами о будущем, деятельны. Распоряжения выполняют, однако, избегают работы, которая не нравится, придают значение мнению других людей о себе, к жизни других людей равнодушны. Считают важным вопрос собственного здоровья и личной жизни, не желают зависеть от других людей. Не хотят обременять себя слишком сложными размышлениями, не любят сложной работы. Интересуются культурной жизнью.
В разработке перспективных положений по организации японского общества учитываются как положительные особенности человека нового типа (самоуважение, способность к оперированию информацией, повышенная восприимчивость и конкретизация, терпимость к чужой точке зрения), так и отрицательные (недостаток творческих способностей и активности, отсутствие выдержки и терпения, отказ от необсуждаемого служения долгу, утрата социальных связей, исторических традиций и обычаев).
Для корректирования возможных отрицательных последствий в Японии планируются мероприятия, способствующие целенаправленному воспитанию нужных положительных качеств члена общества. Прежде всего, выявляются важнейшие факторы развития творческих способностей и активности, разрабатываются средства и методы повседневного руководства в новых условиях, обеспечивается гибкость управления, его способность легко откликаться на восприимчивость молодого поколения к новым идеям и постоянное изменение его способов самовыражения.
Так как будут меняться требования к товарам со стороны покупателей, состоящих из людей нового типа, должна измениться и система управления качеством производимых товаров.
Люди “нового типа” окажутся в большинстве и в сфере производства. Например, на фирме “Син ниппон сэйтэцу” в последние годы значительно увеличилось процентное содержание такого рода людей, к которым относятся прежде всего молодые специалисты. Это потребовало изменения организации деятельности фирмы, в частности, обеспечения качества продукции.
У людей “нового типа” иной взгляд на жизнь, на оплату труда. Поэтому должны измениться и система руководства, и система обеспечения качества. Должны быть подготовлены новые стандарты на производственные операции и на управление процессами. Следует повышать личную ответственность за результаты работы, т.е. усиливать самоконтроль. Изменится и сущность деятельности “кружков качества”, в программу которых должны входить обеспечение качества производства, снижение нарушений производственного процесса, снижение себестоимости, предотвращение неполадок, активизация деятельности на рабочем месте и т.д.
С другой стороны, человек “нового типа” будет широко использовать компьютерную технику, будет работать в условиях автоматизации производства. Изменение фактора “человек” в системе “человек-машина” непременно окажет воздействие и на фактор “машина”.
Умение правильно расставить кадры в условиях расширения числа людей “нового типа” приобретает особо важное значение. Необходимо правильно использовать способности и знания человека, правильно организовать подготовку и обучение кадров; не только развивать индивидуальную технику и обучать специальности, но и прививать навыки управления качеством в каждом звене производства и сбыта. Для того чтобы все работники, распределенные по организационным ячейкам, согласованно и эффективно обеспечивали качество конечного продукта, необходимо правильное понимание проблемы и способность выполнить требуемую работу, что и должно составлять основу обучения в кружках качества.
Принято считать, что личность есть относительно поздний продукт в общественно-историческом процессе. Одна из первых гипотез об историческом филогенезе личности принадлежит Э. Дюркгейму. Он полагал, что, “чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами. Уже Гиппократ сказал, что скифы имеют этнический тип и вовсе не имеют личных. Гумбольдт замечает, что у варварских народов можно скорее найти черты, свойственные орде, чем индивидуальной физиономии”. Согласно Дюркгейму, общество с неразвитым разделением труда может быть солидарным преимущественно на основе сходства людей и сильного унифицирующего давления общности на индивида. При этом люди выступают еще не как отдельные личности, они слиты с общностью. Он предполагал в прошлом такое общество, “где существует только коллективная личность”.
Формирование личности или, как иногда говорят, “личностности” человека – это длительный исторический процесс.
Ключевым событием этого процесса явилось психологическое отделение индивида от той социальной группы, к которой он принадлежал по рождению, характеру деятельности или образу жизни. Для того чтобы это отделение состоялось, необходимы соответствующие социальные условия, которые характеризуют уровень личностного развития общества. Следовательно, филогенез личности совпадает с движением человеческой истории к цивилизованному способу бытия, культуре и духовности.
Обретение человеком социальной и психологической самостоятельности не завершено и в наше время. Тем не менее в истории человечества есть уникальные случаи расцвета личности – это города-государства Древней Греции, среди которых особенно выделяются Афины. Древняя Греция создала идеал всесторонне развитого человека, с гармоничным развитием физических, умственных и моральных черт.
О том, что филогенез личности имеет место, что понятие личности в истории культуры сформировалось относительно недавно, говорят разные факты. В произведениях Гомера в характеристиках многочисленных героев и вождей почти обязательным является указание на их род, на то, чьими сыновьями они являлись. “У римлян слово “persona” употреблялось не иначе как в контексте persona patris, regis, accusatoris (личность отца, царя, обвинителя и т.п.).
Ю.М. Лотман обратил внимание на то, что и в “средневековье личность как бы сливалась с группой, представляла группу как целое и, тем самым прежде всего проявляла социально-типическое поведение. Личностью, т.е. субъектом прав, релевантной единицей других социальных систем (религиозной, моральной, государственной), были разного типа корпоративные организмы. Юридические права или бесправие зависели от вхождения человека в какую-либо группу. В “Русской Правде” штраф назначается за нанесение ущерба не человеку вне социального контекста, а княжескому воину (мужу), купцу, смерду. Чем значительнее была группа, в которую входил человек, тем выше была его личная ценность”.
В русской культуре отзвуком “неличностности” человека является его отчество и то значение, которое оно имеет в формах вежливости. И в наше время признаком неличностности мышления может служить желание уяснить прежде всего социальное положение незнакомого человека, его отношение к той или иной социальной группе, команде, а не то, “кто” он есть сам по себе.
Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. В свою очередь, общество требует от человека поддержания его ценностей и структур. В ходе этого взаимодействия имеет место процесс социализации, содержание которого задается матрицей культуры: конкретными правилами и образцами поведения и обобщенными ценностями: экономическими, политическими, эстетическими, религиозными и др. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.
Социальное не противостоит биологическому. Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу. Она утверждает и развивает социализированные еще в антропогенезе специфически человеческие родовые биологические качества. Именно поэтому общественное состояние человека выступает как естественное его состояние. Индивид включается в функционирование социальной системы как личность, наделенная определенными природными индивидуальными качествами. Вследствие этого личность – не механический продукт социальной системы. Ее развитие детерминируется как социальной системой, так и индивидуальностью.
Филогенез личности можно проследить по изменениям, которые претерпело в истории культуры понятие характера. Сначала характер – нечто техническое: клеймо, штамп, чекан. Затем характер связывается с животным как носителем определенного человеческого качества.
У Геродота оно ассоциируется уже с чертами лица. Впервые человеческим характером в архаической поэме “Симонида” наделяется женщина как существо примитивное, переходное от животного к человеку. Затем в эпосе носителем характера является отрицательный тип, а в драме – раб с уродливой маской. Негативный этический смысл характера свойственен книге Феофраста “Характеры”. И только в последние 200–100 лет характер воспринимается как одна из сторон личности, имеющая скорее положительный, чем отрицательный смысл. Впрочем, и в наше время в быту характер может обозначать нечто негативное: непомерную гордость человека, его склонность куражиться, задевать других, одним словом, показывать свой нрав.
По мнению С.О. Ключевского, в России понятие личности начало формироваться во времена Петра I. В те времена люди, в общем, не видели ценности отдельно взятого человека. Одним из проявлений неразвитости личностного начала служила традиция “местничества”, согласно которой положение каждого на общественной лестнице определялось не его личными достоинствами, а древностью и рангом его рода.
“В Москве XVI в. при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительным служебным значением фамилий, к которым они принадлежали, и с генеалогическим положением каждого из них в своей фамилии. Князья Одоевские на службе по одному ведомству вообще ставились выше Бутурлиных: таково было взаимное иерархическое отношение обеих этих фамилий. Значит каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц, с которым должны были сообразоваться их должностные назначения и которое, следовательно, не зависело от этих назначений. Иерархическое отношение между сослуживцами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначавшей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых. Это фамильное значение лица по отношению к другим лицам как своей собственной, так и чужих фамилий называлось его отечеством. Это значение приобреталось предками и становилось наследственным достоянием всех членов фамилии”.
На важные стороны развития личности обращали внимание П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин,
Н.К. Михайловский и др., доминантой мышления которых была идея личности, утверждавшая себя наперекор духу самоотречения, который веками воспитывался в России властью и всем бытом.
По мнению К. Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены. Это изменило характер истории, и человеческая личность должна была получить великое, святое значение, которого прежде не имела. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие.
Влияние войны на филогенез личности К. Кавелин прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений. Русско-славянские племена как раз и жили в таких условиях, которые не благоприятствовали появлению глубокого чувства личности. Семейственный быт и отношения не могли воспитать чувство индивидуальности, сосредоточенности, которое заставляет человека проводить резкую черту между собой и другими и всегда, и во всем отличать себя от других. Спокойные, миролюбивые, постоянно живущие на своих местах, они не имели начала личности.
Роль права в филогенезе личности К. Кавелин усматривал в том, что “военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности. Все отношения германцев запечатлены началом личности и выражались в строгих юридических формах”.
Специальному психологическому исследованию эти вопросы были подвергнуты значительно позже – спустя сто лет – Г. Триандисом, Г. Хофстедом и другими этнопсихологами. Главная предпосылка индивидуализма, по мнению Г. Триандиса, – уровень благосостояния. Г. Хофстед выявил значимую связь между долей валового национального продукта на душу населения и выраженностью индивидуализма. Считается, что финансовое благополучие ведет к социальной и психологической независимости. Наиболее состоятельные и образованные слои общества в любой культуре имеют тенденцию быть настроенными более индивидуалистически. Миграции, социальная мобильность и урбанизация также способствуют росту индивидуализма.
Интересные данные по проблеме филогенеза личности получены в исследовании финского историка и психолога П. Ренвалла правового положения финна в XVI в. Исследователь сделал вывод о том, что человек в XVI в. не был автономной личностью с богатым внутренним миром. “Человек в XVI веке жил главным образом в мире своих восприятий, поэтому он был тесно связан с окружающей его внешней средой, которая определяла содержание этих восприятий. Его внутренний мир, мир его мыслей был весьма несамостоятельным по сравнению с восприятием внешнего мира. Таким образом, человек скорее был частью того целого, которое он составлял со своим окружением, чем отдельным индивидом, действующим по велению своего внутреннего мира. Сильная социальная связанность, необходимость действовать так, как действовали другие и как было положено действовать, были характерны для человека XVI века”.
Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории”.
Следует иметь в виду, что нередко вопрос филогенеза личности решается таким образом, что понятие личности слишком привязывается к одной культуре и поэтому отрицается возможность личности в других культурах. Это обнаруживается при исследовании так называемых “традиционных культур”. Употреблению понятия “личность” при описании человека и его роли в культурах народов Африки мешает стереотип: в родовом обществе человек не выделяется из коллектива, и индивид не может считаться полноценной самостоятельной единицей. В основе этого стереотипа лежит убеждение в том, что понятие личности сформировалось лишь в период европейского Ренессанса, и оно несет в себе только такое – индивидуалистическое – содержание.