Влияние игры на развитие личности. Развитие личности в трудовой деятельности

Игру часто определяют как деятельность, выполняе­мую не для получения каких-либо материальных или идеаль­ных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свиде­тельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смыс­ла) в игре осуществляется основное человеческое предна­значение, состоящее в возможности подняться к верши­нам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

Функции игры в жизнедеятельности человека: ^ предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

^ моделирование жизненных ситуаций борьбы, со­ревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;

^ создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;

^ сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;

^ выявление и развитие личностных качеств играю­щих, их ловкости, находчивости, решительности, на­стойчивости, честности и т.д.

^ создание пространства для фантазии, импровиза­ции, открытия чего-то нового;

^ удовлетворение потребности людей в получении удо­вольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.

Игры бывают:

^ подвижные и интеллектуальные;

^ индивидуальные, парные и групповые;

^ состязательные и ролевые.

Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.

Игры, используемые в обучении (дидактические), быва­ют ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными.

Особенно важной формой жизнедеятельности игра яв­ляется для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мими­ческих движениях, движениях руками и ногами, в манипу­ляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже на­зывал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.

В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ро-левые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реаль­ных вещей их условные обозначения, дети готовятся к по­ниманию знаков — слов, букв, математических символов.

В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обу­чении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, паро­дия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.

Многие дидактические игры используются для упраж­нений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки со­ответствующих умений. При изучении экономических дисциплин — это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.

Особого внимания заслуживают современные компью­терные игры, привлекающие к себе все большее количе­ство поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологиче­ской зависимости от них. Механизм образования психоло­гической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» - кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая дея­тельность направлена лишь на выживание, на удовлетво­рение потребностей, а главное — на удовлетворение по­требности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.

В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления за­стенчивости, замкнутости.

Трудовая деятельность, или просто труд (работа) — это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:

• производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, трактори­ста, повара и т.д.);

• производство ценностей духовного содержания на­зывают интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).

Выделяют также следующие виды труда:

^ учебный труд;

^ труд по самообслуживанию;

^ семейно^ытовой труд;

^ профессиональный труд;

^ производительный труд;

^ общественно-полезный труд и другие.

В структуре жизнедеятельности человека труд занима­ет особе место. Благодаря труду сформировалось совре­менное общество, созданы предметы материальной и ду­ховной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, кто он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, пси­хический и социальный, то есть трудовая деятельность спо­собствует разностороннему развитию человека.

Согласно Конституции Республики Беларусь (1996г.), труд определяется «как наиболее достойный способ са­моутверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспи­тание. Его основу в школьные годы составляют учебный, общественно полезный и производительный труд, пред­полагающий участие школьников в создании материаль­ных ценностей.

Основные требования к учебно-воспитательному труду:

^ сочетание общественной значимости труда с лич­ными интересами учащихся;

^ доступность и посильность трудовой деятельности;

^ добросовестность и обязательность трудовой деятель­ности учащихся;

^ сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.

Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими его социальными функциями:

• организационная — коллектив является субъектом управ­ления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;

• воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;

• стимулирующая — коллектив способствует формиро­ванию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует трудовые взаимоотношения.

Однако, чтобы коллектив выполнял перечисленные функ­ции, он должен пройти все стадии своего становления:

• первая стадия — связана с взаимным принятием со­трудниками друг друга; совместно вырабатываются нор­мы делового взаимодействия; однако, в личных отноше­ниях сотрудники руководствуются собственными нор­мами и правилами;

• вторая стадия — все начинают принимать участие в выработке и принятии коллективных решений, форми­руется актив трудового коллектива и общие нормы пове­дения его членов;

• третья стадия — усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождест­вление себя с коллективом;

• четвертая стадия — внешний контроль работы чле­нов коллектива превращается в самоконтроль, коллектив становится зрелой естественной формой социальной жиз­недеятельности его членов.

Профессиональная

Наши рекомендации