Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности
Сущность и предмет управленческого консультирования
18 Сущность, предмет, основные понятия и определения управленческого консультирования.
19 Причины обращения клиента к консультанту и факторы, определяющие стоимость консультационных услуг.
20 Необходимость привлечения консультантов по управлению в современном мире
Развитие сферы управленческого консультирования
21 Исторический экскурс развития, современное состояние и перспективы менеджмент-консалтинга в мире.
22 Развитие управленческого консультирования в России.
Виды и формы управленческого консультирования
23 Сравнительные характеристики форм оказания консультационных услуг (внутренние и внешние, зарубежные и российские, компании и независимые консультанты).
24 Основные виды консультирования: характеристика экспертного, процессного и обучающего консультирования, а также комплексное консультирование).
25 Основные типы договоров на оказание консультационных услуг, примерная структура технического задания к договору.
Стадии и этапы процесса консультирования
26 Стадии консалтингового процесса: общая характеристика
27 Этапы процесса консультирования (проектная стадия)
Взаимоотношения «консультант-клиент»
28 Формирование и динамика отношений консультанта с клиентом.
29 Особенности использования властных полномочий консультантом при работе над проектом.
30 Реакция на влияние консультанта в клиентной организации. Готовность организации к изменениям.
Деловые игры в управленческом консультировании
31 Игровое проектирование: сущность и основные виды игровых проектов
32 Ролевые игры
33 Групповая дискуссия
Тема 1. ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности
Управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики и предприниматели старались совершенствовать свои методы управления. Консультирование стало возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достиг развитой стадии.
Первые условия для этого были созданы во второй половине XIX в., когда зародилось движение научного управления. В начале XX в. область деятельности консалтинга в странах Западной Европы и Америки расширилась, появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. Послевоенный период называют “золотыми годами” консультирования. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. В 80-е гг. появился термин «консультантовооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5; в США – 4,5; в странах Западной Европы – 12,5; в развивающихся странах – 250–300.
Консалтинговая деятельность в России зародилась в середине 20-х годов и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20–30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами – членами СЭВ. В 80-е гг. начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления.
За последние три десятилетия в России накоплен значительный опыт по управленческому консультированию, и российские консалтинговые фирмы составляют весьма достойную конкуренцию западным фирмам. Более того, методические разработки активных методов обучения более разработаны, чем зарубежные аналоги.
Особенностью исторического развития менеджмента является его психологизация, что приводит к созданию нового научного направления психологии менеджмента. Поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей сотрудников являются важнейшими факторами повышения эффективности деятельности организации. Систематизируя процесс развития управления человеческими ресурсами, можно выделить следующие этапы:
Первый этап – этап научной организации труда (1900–1930-е гг.).
Предмет организации – рабочее место работника физического труда.
Базовая антропологическая модель – физическое тело человека (психофизиологические качества человека).
Базовая психологическая теория – научная организация труда (Ф. Тейлор).
Рабочий метод – хронометраж.
Базовая теория организации – теория бюрократии (М. Вебер).
Технологизируемый человеческий фактор – физиологические качества человека.
Второй этап – этап человеческих отношений (1930–1960-е гг.).
Предмет организации – производственное подразделение.
Базовая антропологическая модель – социальный человек.
Базовая психологическая теория – теории межличностных отношений (Э. Мэйо, Д. Макгрегор).
Рабочий метод – опросники.
Базовая теория организации – теория социальной организации (Ч. Барнард, Ф. Селзник).
Технологизируемый человеческий фактор – межличностные отношения.
Третий этап – индивидуально-психологический (1970–1980-е гг.).
Предмет организации – целые организации.
Базовая антропологическая модель – индивид.
Базовая психологическая теория – теории личности (А. Маслоу).
Рабочий метод – тесты.
Базовая теория организации – средовые теории, организации в среде (А. Чандлер, П. Лоуренс и Дж. Лорш).
Технологизируемый человеческий фактор – личностные качества человека.
Четвертый этап – трансперсональный (1980–1990-е гг.).
Предмет организации – среда.
Базовая антропологическая модель – трансцендентный человек (его измененные состояния сознания).
Базовая психологическая теория – теории развития и трансцендентных реальностей.
Рабочий метод – тренинги.
Базовая теория организации – теории развития организации (Т. Питерс, Р. Уотермен, К. Уэйк, Дж. Марч).
Технологизируемый человеческий фактор – трансперсональные качества человека.
Пятый этап – информационный (с 2000 г.) (Neisbitt, Aburdere, 1990).
Предмет организации – принципы функционирования среды.
Базовая антропологическая модель – стохастический человек.
Базовая психологическая теория – теория фазовых состояний человека.
Рабочий метод – разрешение неопределенных ситуаций.
Базовая теория организации – теории информационной структуры и саморазвития организации.
Технологизируемый человеческий фактор – трансперсональные психические состояния.
Основные определения
Управленческий консалтинг – это вид профессиональной деятельности, связанный с оказанием помощи при решении проблем и/или задач, стоящих перед руководителями организаций.
Объектом данного вида деятельности является организация (система клиента) со всеми ее составляющими и процессами.
Клиент – физическое или юридическое лицо, обратившееся за разрешением проблемы к консультанту и заключившее договор на оказание консультационных услуг.
Консультант – физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги на коммерческой основе.
Проблема – ограничения, которые осознаются персоналом как препятствия к достижению целей организации. Это может быть любой вопрос, конфликт, ситуация, действие, событие, факт, положение, состояние, которое требует, по мнению клиента, разрешения.
Консультационная услуга – рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка, действие по проблеме клиента.
Договор на оказание консультационных услуг – соглашение между клиентом и консультантом, оговаривающее сущность, объем, качество, сроки, стоимость консультационных услуг, взаимные права, обязанности и ответственность, а также любые иные законные условия взаимодействия сторон.
Консультационный проект – ограниченный во времени целенаправленный комплекс мероприятий, предпринимаемый консультантом на установленных договором условиях для разрешения проблем клиента.