Аутистический характер

Большинство людей в общении выражают свои имоциональные позиции и того же ждут от собеседни­ка. Однако люди рассматриваемого типа характера, хотя эмоционально и воспринимают ситуацию, имеют

собственное отношение к разным сторонам жизни, но

очень чувствительны, легко травмируются и предпо­читают свой внутренний мир не раскрывать. Поэтому их называют аутистическими (лат. «ауто» — обращен­ный в себя, замкнутый). В общении с людьми такого типa можно столкнуться как с повышенной чувствитель­ностью, робостью, так и с абсолютной, «каменной» хо­лодностью и неприступностью. Переходы от одного к другому создают впечатление непоследовательности.

У аутистического характера есть свои положительные стороны. К ним можно отнести стойкость интел­лектуально-эстетических увлечений, тактичность, не-навязчивость в общении, самостоятельность поведения (иногда даже чрезмерно подчеркиваемую и отстаивае­мую), соблюдение правил формально-деловых отноше­ний. Здесь лица аутистического характера вследствие подчинения чувств рассудку могут давать образцы для подражания. Трудности для этого характерологическо­го типа связаны с вхождением в новый коллектив, с налаживанием неформальных связей. Дружеские от­ношения складываются с трудом и медленно, хотя если

складываются, то оказываются устойчивыми, иногда на всю жизнь.

Если в ваш коллектив пришел человек с аутистическим характером, не торопитесь устанавливать с ним неформальные отношения. Настойчивые попытки про­никнуть во внутренний мир такого человека, «влезть в душу» могут привести к тому, что он еще больше будет замыкаться, уходить в себя.

Производственная деятельность такого человека может страдать от того, что он во всем хочет разоб­раться сам. Это путь, ведущий к высокой квалифика­ции, но часто новые знания и опыт значительно проще получить за счет общения с другими людьми. Кроме того, излишняя самостоятельность затрудняет пере­ключение с одного вопроса на другой, может затруд­нить сотрудничество. «Не влезая в душу» такого чело­века, важно организовать его деятельность так, чтобы он мог прислушиваться к мнениям окружающих.

Иногда лица аутистического характера идут по наиболее легкому пути — общаются только с похожи­ми на себя. Это отчасти правильно, но может усилить имеющиеся особенности характера. А вот общение с эмоциональным, открытым, доброжелательным другом порой полностью меняет характер человека.

Если таким характером обладаете вы сами, то выс­лушайте добрый совет: не стремитесь усиливать зам­кнутость, отрешенность, сдержанность чувств в обще­нии. Положительные черты личности, доведенные до крайней степени, превращаются в отрицательные. Старайтесь развивать эмоциональность и умение вы­ражать чувства. Эмоциональная твердость, определен­ность, умение отстоять свою позицию — это так же необходимо человеку, как и развитие других качеств — интеллектуальных, культурных, профессиональных, деловых и т. п. От недостатка этого страдает челове­ческое общение — одна из ценнейших сторон жизни. И в конечном итоге — профессиональная деятельность.

Лабильный характер

Обычно человек, переживая какую-нибудь эмоцию, например радость, не может быстро ее «поменять». Он еще некоторое время переживает ее, даже если обстоятельства изменились. В этом проявляется обычная инертность эмоциональных переживаний. Не так при моционально-лабильном характере: настроение быс­тро и легко меняется вслед за обстоятельствами. Более того, незначительное событие может полностью изме­нить эмоциональное состояние.

Быстрое и сильное изменение настроения у таких лиц не позволяет людям среднего типа (более инерт­ным) «отслеживать» их внутреннее состояние, сопе­реживать им вполне. Мы часто оцениваем людей по себе, и это нередко приводит к тому, что чувства чело-иска эмоционально-лабильного характера воспринима­ются как легкие, неправдоподобно-быстро меняющие­ся и поэтому как бы ненастоящие, такие, которым не следует придавать значения. А это неверно. Чувства че­ловека такого типа, конечно же, самые настоящие, в чем можно убедиться в критических ситуациях, а так­же по устойчивым привязанностям, которым следует

этот человек, по искренности его поведения, умению сопереживать.

Ошибкой в отношении к человеку с лабильным характером может быть, например, такая ситуация. Начальник, недостаточно ознакомившийся со свои­ми подчиненными, может вызвать покритиковать их, «пробрать», ориентируясь (неосознанно) на собствен­ную эмоциональную инертность. В результате реак­ция на критику может оказаться неожиданной: жен­щина будет рыдать, мужчина может уволиться с работы... Обычное «пропесочивание» может обер­нуться душевной травмой на всю жизнь. Человек, об­ладающий лабильным характером, должен научить­ся жить в «суровом» и «грубом» для его конституции мире, научиться оберегать свою, в некотором смыс­ле слабую, нервную систему от отрицательных воз­действий.

Большое значение имеют условия жизни и хоро­шее психологическое здоровье, так как те же черты эмоциональной лабильности могут проявляться не положительными, а отрицательными сторонами: раз­дражительностью, неустойчивостью настроения, плак­сивостью и т. п. Для лиц с этим характером очень важен хороший психологический климат в трудовом коллективе. Если окружающие доброжелательны, то человек может быстро забывать плохое: оно как бы вытесняется. Благоприятное воздействие на лиц эмо­ционально-лабильного характера оказывает общение с гипертимами. Обстановка доброжелательности, теп­ла не только влияет на таких людей, но и определяет продуктивность их деятельности (психологическое и даже физическое самочувствие).

Наши рекомендации