Декомпозиция компетенций. 3. Фонд оценочных средств и шкала оценивания для промежуточного контроля
Компетенции | Основные признаки сформированности компетенций |
ОПК-1 | - знать особенности прохождения психолого-педагогического практикума как учебной дисциплины; - уметь решать задачи, связанные с психолого-педагогическим обследованием; - владеть средствами изучения психического развитие детей в процессе разных видов деятельности. |
ОПК-3 | - знать основы анализа и оценки педагогической деятельности; - уметь учитывать особенности применения методов диагностики развития познавательных процессов детей дошкольного и школьного возраста; - владеть методами диагностики развития личности ребенка дошкольника и школьника. |
ОПК-4 | - знать особенности конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирования образовательных и педагогических ситуаций; - уметь проектировать психолого-педагогическое исследование в целях решения образовательных задач. |
ОПК-5 | - знать особенности развития аналитических умений педагога; - владеть методикой проведения организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры, организационно-деятельностные игры, обучающие тренинги. |
ОПК-6 | - уметь учитывать проектировочные умения педагога; - владеть методикой развития конструктивных умений педагога. |
3. Фонд оценочных средств и шкала оценивания для промежуточного контроля
3.1.Фонд оценочных средств для проверки знаний/умений
3.1.1. Выступление на семинаре
Выступление на семинаре является формой контроля для оценки уровня освоения компетенций, применяемой на семинарских занятиях. Выступление на семинаре может проводиться с использованием форм устного опроса, обсуждения докладов, проблемных вопросов. Выступление на семинаре, таким образом, включает обязательную для всех студентов оценку текущего контроля знаний в виде устного опроса, а также выступление студентов по проблемным вопросам психолого-педагогического практикума.
Вопросы к семинарским занятиям
Вопросы к семинарам включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, направленные на выявление уровня понимания студентом психолого-педагогического практикума.
Вопросы на проверку знаний
1. Становление и истоки научной психолого-педагогической диагностики
2. Предмет, задачи, принципы психолого-педагогического практикума.
3. Общая характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
4. Тесты и тестирование.
5. Организация и этапы психолого-педагогического обследования.
6. Типичные погрешности написания заключения по результатам психолого-педагогического обследования.
7. Эмпатия, педагогический такт, рефлексия – важные качества личности педагога, помогающие эффективно анализировать свою профессиональную деятельность и своих воспитанников.
8. Особенности психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.
9. Феномен детства. Особенности психологического, физиологического, социального развития детей дошкольного возраста.
10. Виды детской деятельности. Значение ведущих видов деятельности детей от 0 до 7 лет для проектирования педагогической деятельности. Причины использования диагностических методик в условиях ДОУ.
11. Диагностика уровня сформированности игровых навыков.
12. Оценка уровня успешности усвоения ребенком материала на занятиях.
13. Диагностика продуктивных видов деятельности.
14. Развитие бытовой деятельности. Диагностика трудовой и учебной видов деятельности детей.
15. Психолого-педагогический анализ проведения занятия воспитателем.
16. Проектирование развития деятельности личности воспитанника и коллектива группы. Возможные затруднения и ошибки, их преодоление.
17. Диагностика педагогического процесса.
18. Двусторонний характер диагностики: а) направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности; б) на развитие и совершенствование самого педагога.
19. Методы диагностики: наблюдение, беседы, анализ детских работ, изучение документации, анкетирование, самоанализ и т.д.
20. Демонстративные, гиперактивные дети. Характеристики, особенности и причины поведения таких детей; профилактика и коррекция. Профилактики и коррекция страхов у дошкольников.
21. Методы диагностики речи.
22. Методы диагностики внимания.
23. Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками и школьниками. Методы диагностики восприятия.
24. Методы диагностики памяти.
25. Методы диагностики мышления
26. Методы диагностики воображения.
27. Методы диагностики готовности детей к школьному обучению.
28. Методы диагностики межличностных отношений детей разного возраста.
29. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение дошкольниками и школьниками норм и форм поведения.
30. Методы изучения психологического климата в группе детского сада и в школе.
31. Эмоциональное благополучие – обязательное условие развития личности ребенка дошкольного возраста. Специфика эмоциональной сферы ребенка в школе.
32. Методы диагностирования психологического климата в группе детского сада и классе.
33. Основные методы решения психолого-педагогических задач.
34. Формы индивидуально-групповой работы педагога с детьми разного возраста.
35. Психолого-педагогические задачи и пути их решения в дошкольном учреждении и в условиях общеобразовательной школы.
36. Современные проблемы обучения и воспитания детей в разных возрастных периодах.
37. Проектная деятельность в школе. Задачи, решаемые с помощью проектной работы педагога.
38. Проектная деятельность с учащимися.
39. Опытно-экспериментальная работа в школе. Условия ее организации.
40. Подготовка педагогов к активному педагогическому взаимодействию.
41. Вопросы, в рамках организации дискуссионного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
42. Субъекты учебно-воспитательного процесса в организации психолого-педагогического консилиума.
43. Виды и формы организации деловых игр с учащимися и педагогами в школе.
44. Тренинг общения с субъектами учебно-воспитательного процесса.
45. Методы изучение аналитических умений учителя.
46. Процессы мышления и их роль в профессиональном становлении педагога.
47. Анализ внеклассного занятия.
48. Формулировка целей и задач внеклассного занятия.
49. Схемы анализов урока.
50. Анализ состояния объекта – основа квалифицированного проектирования его преобразования.
51. постановка и выбор путей решения образовательных задач, определяемых программными документами.
52. проектирование развития личности, повышения уровня воспитанности и обученности отдельного ребенка и коллектива детей.
53. проектирование педагогического разрешения негативных социально-педагогических явлений.
54. проектирование совершенствования педагогической деятельности.
55. Разработка и планирование урока.
56. планирование внеклассной воспитательной работы;
57. планирование индивидуальной работы со школьниками.
58. планирование работы с родителями в школе.
59. Планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях: режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, рабочего дня, работы с родителями.
60. Перспективный и календарный планы воспитательной работы.