Источники конфликтов и зоны разногласий

Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют.

Дело затрудняется еще тем, что зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» - и в результате к расхождениям по делу добавляется еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, стягивается. При ликвидации всех расхождений оно исчезает. Зона разногласии -предмет, факт, вопрос спора, который отражает сущность противоречий конфликтантов. Может возникать по отношению к целям, интересам, ценностям. Не всегда проявляется в конфликте сразу. Три типа ЗР (определяют причину конфликта): 1.по поводу материальных и ресурсных благ.2.деление власти. 3.проблемы ценностной, духовной, культурной направленности чела. В реальной конфликтной ситуации все зоны переплетаются.

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:• целей, интересов, позиций;

• мнений, взглядов, убеждений;• личностных качеств;• межличностных отношений;• знаний, умений, способностей;

• функций управления;• средств, методов деятельности; • мотивов, потребностей, ценностных ориентациий;

• понимания: интерпретации информации; • оценок и самооценок.

Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей.

Мотивационная основа конфликта.

Конфликт – есть одновременное развертывание действия и контр действия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Существуют две точки зрения на природу конфликта: 1. Ресурсная - доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования. 2. Ценностная - на первый план выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, культурные взаимоисключающие стереотипы. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию: Потребностей Ценностей Интересов Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на 2 типа: конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов или из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации. Они разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований, оценок и отношений. Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации родителей и детей. Конфликты между ними часто основаны на половом диморфизме (различии восприятии и реагировании) мужчин и женщин.

По Мерлину, конфликт возникает только при определенных условиях;к внешним условиям его возникновения относится невозможность удовле­творения мотивов или отношений личности. Однако внешние условия ведут к возникновению конфликта только в том случае, если, в свою очередь, име­ются внутренние условия развития конфликта, если возникают противоре­чия между мотивами или отношениями или между возможностями и стрем­лениями.

обязательным моментом в возникновении конфликта является тот факт, что человек воспринимает ситуацию как кон­фликтную. В качестве главного признака, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несо­вместимость собственной цели и целей другой стороны.

Виды конфликтов

Все конфликты, в зависимости от целей исследования, классифицируются по существующим признакам, связям, функциям, отношениям: 1) по критерию масштабности – микроуровневые (конфликты в малой группе) и макроуровневые, которые предполагают включение большого числа людей, регионов, стран. Макроклимат обладает свойствами персонификации; 2) по критерию сфер жизнедеятельности – семейные конфликты (супружеские, детско-родительские, семьи с родственниками), Служебные конфликты (вертикальные, горизонтальные, смешанные), педагогические конфликты (дисциплины, отношений, деятельности); 3) по критерию источника конфликта: ценностный (внутриличностный, межличностный); 4) по критерию зоны разногласий – экономический, политический, ценностный; 5) по критерию количества вовлеченных лиц – межличностный, внутриличностный, групповой, межгрупповой, личности и группы; 6) классификация конфликтов по субъекту – межличностные, трудовые, межрегиональные и межэтнические, социальные конфликты в разных общественных структурах, 7) по исходу завершения: конструктивные и деструктивные.

Виды:1. В зависимости от субъектов конфликта: -супружеские конфликты (включают весь спектр причин семейных конфликтов); -конфликт между родителями и детьми (издержки воспитания детей, регидность семейных отношений, кризисные возрасты детей);

-конфликт родственников (личностный фактор, авторитарное вмешательство). 2. По источнику конфликта: ценностные конфликты (наличие противоположных интересов); -позиционные конфликты (борьба за лидерство в семье, неудовлетворение в признании значимости своего Я); -сексуальные конфликты (психосексуальная несовместимость); -эмоциональные конфликты (неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях); -хозяйственно-экономические конфликты (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участи каждого из них, тяжелое материальное положение); 3. В зависимости от поведения конфликтующих: -открытые конфликты-взаимные оскорбления, битье посуды (индивидуальные психологические особенности членов семьи, уровень воспитания); -скрытые конфликты-демонстративное молчание.

Наши рекомендации