Стадия «правдоподобного изображения»
РЕФЕРАТ
По Педагогике
Тема: «Анализ детского рисунка.»
Преподаватель Баженова К.А.
Студент гр. АФ13-31 Бояркина М.И.
Красноярск 2014г
Содержание:
Введение 3
1.Стадии детского рисунка по теории Л.С.Выготского 4
1.1 Стадия «схемы» 4
1.2. Стадия «чувства формы и линии» 4
1.3. Стадия «правдоподобного изображения» 5
1.4. Стадия «пространственного изображения» 5
2.Психологические аспекты рисунка 6
2.1. Палитра цвета в рисунке маленького художника. 6
2.2. Особенности рисования предметов и фигур в детском рисунке. 6
2.3. Символическое значение фигуры человека. 7
3.Пример анализа детского рисунка 9
Вывод 10
Список литературы 11
Приложение 1 Рисунок ребенка
Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы А.В. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейнера,Е.Х.Кнудсена.
Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина, Л.С.Выготского.
Актуальность проблема анализа детского рисунка и сегодня имеет большое значение. Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.
Целью нашей работы является изучение детского рисунка психологических аспектов в разных возрастных категориях.
Для полного раскрытия данной темы нам необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить стадии рисунка связанные с развитием и возрастом ребенка, использовав теорию одного из выдающихся психологов Л.С. Выготского;
- выявить основные психологические интерпретации изображаемых предметов в рисунке маленьких художников;
- на основе полученных знаний проанализировать конкретную работу ребенка.
Стадии детского рисунка.
В работах разных авторов были выделены и описаны стадии развития изобразительной деятельности. Остановимся на теории детского рисунка, которую предложил советский психолог Лев Семенович Выготский.
Л.С. Выготский описал четыре ступени развития рисования. Первые три стадии - это рисование по памяти, так называемый «графический рассказ».[1]
- стадия «схемы»
-стадия «чувства формы и линии»
-стадия «правдоподобного изображения»
Следующая, четвертая стадия развития рисунка — это уже реальное изображение или рисунок с натуры.
-стадия «пространственного изображения»
Другими словами можно сказать, что существуют стадии доизобразительного рисования и сама стадия изобразительного рисования, которой достигают далеко все дети и даже взрослые. Итак, рассмотрим предлагаемую теорию развития рисунка более подробно.
Стадия «схемы».
В возрасте двух лет ребенок только учится держать в руке карандаш, кисть, фломастер, мелок. Малыш рисует первые штрихи, линии, точки, спирали, иногда получаются случайные фигуры. Ребенок иногда даже не смотрит на лист бумаги, на котором рисует, ему неважен цвет, которым он рисует. Самое главное для малыша это сам процесс творения, что от движения его руки остается след на листе бумаги. Это стадия каракулей, изображаемое еще не является рисунком.
Когда же в рисунках ребенка появляются схематичные существа, изображающие человеческие фигуры, так называемые «головоноги» наступает первая ступень развития рисования –ступень схемы. Ребёнок на этой стадии рисует по памяти свое представление о предмете. Рисунок ребёнка является как бы перечислением, графическим рассказом об изображаемом предмете.
Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека "вообще", просто человека. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове.
1.2. Стадия «чувства формы и линии»
Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки, другие части тела. Наступает Вторая ступень– ступень возникающего чувства формы и линии. Здесь уже возникает потребность передать формальные взаимоотношения частей, в рисунке присутствует больше деталей, рисунок больше похож на действительность. Но на этой стадии присутствует смесь формального и схематического изображения. Как показывают наблюдения, большинство современных детей к моменту поступления в школу находятся на этой завершающей стадии второй ступени развития изобразительного языка.
Стадия «правдоподобного изображения»
Постепенно человек, изображенный на рисунке ребенка будет становиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не только реальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованный человечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другими персонажами. Происходит переход на третью ступень – ступень правдоподобного изображения , при которой схема уже исчезает из детских рисунков вовсе. Рисунок имеет вид силуэта, или контуров.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.