Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями
Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения.
Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом.
Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка.
Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики
и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.
Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами
Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства.
Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами.
Следить за новыми научно-практическими разработками в области педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т.д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога. Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений.
Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.
Требования к профессиональным качествам психолога
Правила профессионального самоотношения
Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности.
Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность.
Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите.
Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены.
Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.
Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру).
Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов.
Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога
Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно-развивающих программ).
Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода).
Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции.
Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию.
Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании).
Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.
Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога
Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии.
Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.).
Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса.
Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения.
Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность.
Оценочное отношение к личности и точкам зрения.
Стремление к самоутверждению посредством клиента.
Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.
Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.