Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями

Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения.

Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом.

Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка.

Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка.

В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики

и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.

Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами

Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства.

Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами.

Следить за новыми научно-практическими разработками в области педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами.

В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т.д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога. Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений.

Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.

Требования к профессиональным качествам психолога

Правила профессионального самоотношения

Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности.

Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность.

Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите.

Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены.

Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.

Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру).

Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов.

Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно-развивающих программ).

Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода).

Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции.

Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию.

Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании).

Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.

Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии.

Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.).

Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса.

Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения.

Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность.

Оценочное отношение к личности и точкам зрения.

Стремление к самоутверждению посредством клиента.

Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.

Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.

Наши рекомендации