Результаты по методике «определение профессионального типа личности» Дж. Холланда
Типы личности | Количество человек | % от всей выборки |
реалистичный | 20% | |
интеллектуальный | 16,6% | |
социальный | 40% | |
конвенциальный | 10% | |
Предприимчивый | 6,7% | |
артистичный | 6,7% |
Анализируя результаты исследования, для всей выборки учащихся 8 класса можно отметить преобладание социального типа личности. Социальный тип личности оказался наиболее представленным – 40% учащихся.
20 % испытуемых имеют реалистичный тип личности.
Интеллектуальный тип личности имеет 16,6%, что составляет 5 учащихся. Краткая характеристика данного типа: аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интраверт.
Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, медицина, творческие профессии.
10% исследуемых относят себя к конвенциальному типу. Люди, склонные к данному типу личности, предрасположены к таким специальностям как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинист, канцелярский служащий.
Предприимчивый тип составляет 6,7%учащихся. Они наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях как дипломат, репортер, менеджер, директор, предприниматель, бизнесмен, продавец.
Так же 6,7% составляет артистичный тип личности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности для артистичного типа история, филология, искусство.
Результаты по методике -Мотивы выбора профессии Р.В Овчаровой
Мотивы выбора | Юноши | девушки | Всего | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Внутренние индивидуально значимые мотивы | 44,44 | 69,23 | 54,83 | |||
Внутренние социально значимые мотивы | 16,66 | — | 9,67 | |||
Внешние положительные мотивы | 11,11 | 23,08 | 16,12 | |||
Внешние отрицательные мотивы | 27,78 | 7,69 | 19,35 | |||
Всего: |
Внутренние социально значимые мотивы — 9,67 % (все юноши). Максимальная оценка утверждений:
1. предполагает высокое чувство ответственности.
2. дает возможность приносить пользу людям.
3. дает возможность для роста профессионального мастерства.
4. позволяет реализовать способности к руководящей работе.
5. позволяет сразу получить хороший результат для других.
Для 16,12 % при выборе профессии руководствуются внешне положительными мотивами (11,11 % юноши, 23,08 % девушки):
1. требует переезда на новое место жительства.
2. является высокооплачиваемой.
3. позволяет работать близко от дома.
4. близка к любимому школьному предмету.
5. позволяет использовать профессиональные умения вне работы.
И, наконец, 19,35 % испытуемых при выборе будущей профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами (27,78 % юношей и 7,69 % девушек):
1. нравиться родителям.
2. позволяет ограничиваться имеющимся оборудованием.
3. является престижной.
4. единственно возможная, в сложившихся обстоятельствах.
Таким образом, можно говорить о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников достаточно мотивировано.
Результаты исследования профессиональных интересов по методике Л.Н Кабардовой.
"Опросник профессиональной готовности" | Кол-во испытуемых | |
Ч-З (Человек - знак) | 2 человек (7%) | |
Ч-Т (Человек - техника) | 11 человек (35%) | |
Ч-П (Человек - природа) | 3 человек (10%) | |
Ч-Х.о.(Человек - художественный образ) | 3 человек (10%) | |
Ч-Ч (Человек - человек) | 12 человека(38%) |
Анализируя результаты, представленные, мы видим, что ученики 8-го класса имеют разнообразные профессиональные интересы. Среди учеников 8-го класса по результатам опросника 35% выбирают профессии типа «человек-техника», 38% предпочитают профессии типа «человек-человек», 7% предпочитают профессии типа «человек-знаковая система», 10% предпочитают профессии типа «человек-художественный образ», 10% предпочитают профессии типа «человек-природа».
Выводы по главе 2:
Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:
· юноши больше направлены на сферу деятельности «Человек-техника», «Человек-знаковая система»;
· девушки больше направлены на сферу деятельности «Человек-человек», «Человек-природа»;
· преобладание социального типа личности;
· в классе преобладает гуманитарная направленность в выборе сферы профессиональной деятельности.
Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Проблема профессионального самоопределения является значимой в современной жизни. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.
От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
В первой главе нашей работы мы подробно рассмотрели концепцию предпрофильной подготовки, профессиональное самоопределение старшеклассников и факторы влияющие на уровень профессионального самоопределения. И выяснили, что предпрофильная подготовка – это целая система педагогической деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в самоопределении. Предпрофильная подготовка в старших классах позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Главная цель - постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному построению и реализации перспектив своего развития, готовности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
На выбор профессии влияют различные факторы. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности.
Во второй главе мы разработали программу предпрофильной подготовки и провели исследование на базе Глуховской СОШ и выяснили:
Девушки предпочитают профессии, связанные обслуживанием людей, с общением, определяются склонности к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми. Можно выделить как внутренние индивидуально значимые мотивы, так и внутренние социально значимые мотивы.
Юноши предпочитают технические профессии, профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками; имеют склонность к работе на производстве и склонность к планово-экономическим видам работ, имеют внутренние индивидуально значимые мотивы.
Библиографический список
1. Головин, С.Ю. Психология младших школьников/ С.Ю Головин . - Мн.: Харвест, 2001 - 218 с.
2. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И.В Дубровина.- М.: Педагогика, 1991 г.
Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Ростов : Феникс, 2006. 288 с. (3, с. 10):
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт – Петербург: Мастера психологии, 2000. – с
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1995.352 с.
Приложение 1