Методика 25. «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
Часть I. Психологическая диагностика
Рис. 27. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке».
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Рис. 28. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»
г
Часть I. Психологическая диагностика
Рис. 29. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Рис. 30. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.
Часть I. Психологическая диагностика
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Таблица 1 Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
№ | Фрагменты речи, | Частота |
п/п | фиксируемые в процессе исследования | употребления |
Существительные | ||
Глаголы | ||
Прилагательные в обычной форме | ||
Прилагательные в сравнительной степени | ||
Прилагательные в превосходной степени | ||
Наречия | ||
Местоимения | ||
Союзы | ||
Предлоги | ||
Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов
10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл— в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Выводыоб уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.