Смысл финала произведения
Финал произведения остается "темным", о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении. Первая и вторая трактовки иносказательные, третья - основана на конкретном художественном материале, четвертая -- носит обобщенный характер русской истории, а пятая, философская - связана с библейским подтекстом: 1) Появление "Оно" означает предсказание народной революции, так как активизировались "неблагонадежные элементы, возжаждавшие освободить город от прохвоста.". 2) "Оно" знаменует начало еще более жестокой реакции, так как повествование завершается 1825 годом (разгром восстания декабристов), а роман создавался в 1860-е годы, когда после недолгого периода либерализма и реформ опять наступила реакция. 3) "Оно" - это приход к власти Перехват-Залихватского, о котором Угрюм-Бурчеев скажет: "Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня". 4) "Оно" - это широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, народу, общественному развитию. "Оно" - это не только то, что обрушивалось на глуповцев в истории, но и то грозно и непонятное, что обрушится на них в дальнейшем. 5) "Оно" - это неизбежное возмездие, суд Высшей силы, связанный с апокалиптическим предсказанием о конце человеческой истории и установлении Благодати. В этом плане финал романа можно считать оптимистическим. |
Виды и приемы комического
Комическое – в искусстве порождается значимыми противоречиями: безобразное – прекрасное, ничтожное – возвышенное и т.п., которые подвергаются осмеянию путем их сопоставления с идеалами времени и самого писателя.
Сатира | Юмор | Ирония |
вид комического, резкое, беспощадное осмеяние несовершенства мира, серьезных общественных и человеческих пороков. Признаки сатиры: подчеркнутая тенденциозность при отборе изображаемых явлений, преувеличение их, сознательное заострение каких-либо проблем, нарушение пропорций при создании модели мира. Сатира призвана утверждать прекрасные, возвышенные идеалы, пробуждая желание избавиться от недостатков | Вид комического, связанный с изображением смешного в жизни, посредством которого писатель не отрицает описываемого явления, а лишь подчеркивает его несовершенство. | Вид комического, специфическое отношение к действительности, когда под маской нарочитой серьезности кроется скрытая насмешка над ней. |
«Начертивши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый – и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево» («История одного города») | «В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» («Премудрый пискарь») | «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |
Приемы и средства комического
Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления. | «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города») |
Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета. | «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |
Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления. | «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города») |
Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными. | «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города») |
Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния. | «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы… » («История одного города») (пародия на стиль исторического труда). |
С5.1.Каков художественный смысл финала романа Салтыкова-Щедрина "История одного города"?
С5.2. Сатирическое изображение "хозяев жизни" в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ