Понятие о психике, ее функции и формы проявления
Тема 1. Психология как наука и практика.
1. Психология как наука.
2. Понятие о психике, ее функции и формы проявления
3. Основные отрасли психологической науки и ее связь с другими отраслями знаний.
4. Основные направления зарубежной и отечественной психологии.
5. Методы психологии. Проективные методы в психологии. Вф «Выбирай психологию», «Диктатура мозга».
1. Психология как наука.
Термин «психология» ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д.
Наиболее распространено определение: «психология – это наука о психике» (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука).
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Коротко остановимся на рассмотрении основных этапов ее развития.
Этапы развития психологии
Названия этапов | Краткое содержание |
1. Психология как наука о душе | Более 2 тысяч лет тому назад наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. |
2. Психология как наука о сознании | В XVII ст. в связи с развитием естественных наук способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения — наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция). |
3. Психология как наука о поведении | Задачи психологии данного этапа (XX ст.): постановка экспериментов и наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались. |
4. Психология как наука, изучающая факты, законы и механизмы психики | Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной психологии является закономерное осмысление теории отражения. |
В настоящее время принято следующее определение психологии:
Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития, проявления и функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности. |
Определить предмет исследования в психологической науке очень сложно.
Л.С. Выготский (1896—1934) считал, что «предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению».
Кроме того, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.
В современной психологической науке принято считать, что:
предметом психологии является изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности. |
Под объектом психологии понимается единство трех элементов: 1) часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику; 2) те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности; 3) собственно психические явления. |
Задачи психологической науки на современном этапе:
— изучение объективных закономерностей, психических явлений и процессов, как отражение объективной действительности;
— анализ становления и развития психических явлений и процессов, в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
— содействие правомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения, воспитания и т.п.).
Понятие о психике, ее функции и формы проявления.
Мы не сомневаемся в наличии у себя субъективной реальности, которая отличается от реальности объективной и неадекватно отражает ее в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т.д. Субъективная реальность дана только самому субъекту и никому более (например, переживания мыслей о смерти и бессмертии).
Субъективная реальность — переживания, чувства, мысли, сны и т.п. Психическая реальность дана нам непосредственно. Можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. |
Каждый человек обладает психической реальностью: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, но редко задумываемся о том, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности.
Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.
Еще Уильям Джемс (1842–1910), который теоретически осмыслил открытия французских психиатров конца XIX ст., считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.
В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Неправомерно считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания понятий (образ, эмоция, влечение и т.д.).
Ю.Б. Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений: психические явления как таковые и психологические факты.
Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.
Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
Нам дана лишь собственная психическая реальность, но другие люди тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения, у каждого из них есть собственный внутренний мир. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.
Психика как реальность определяет поведение индивида, что особенно ярко проявляется при психических расстройствах.