Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок
Многочисленные исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике нагрузок — волнообразность. Данные об аналогичных исследованиях в других видах спорта свидетельствуют также о наличии подъемов и спадов в динамике тренировочных нагрузок, имеющих волнообразный характер.
С учетом этой закономерности строится тренировочный процесс как в одном занятии, так и в микроцикле тренировки и на более продолжительных отрезках времени (рис. 3).
Применение тренировочных нагрузок по принципу их волнообразного изменения по объему и интенсивности связано не только с волевыми решениями тренера, но и обусловлено определенной инертностью процессов, определяющих жизнедеятельность организма. В частности, взаимодействием процессов утомления и восстановления, ритмом физиологических процессов.
Принято выделять малые волны, охватывающие и характеризующие нагрузку нескольких тренировочных дней (микроцикл тренировки), средние волны, суммирующие нагрузку нескольких микроциклов и характеризующие этап (мезоцикл) тренировки (рис. 3). Наконец, большие волны, выражающие общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени (полугодичные и годичные циклы).
Характерной чертой тренировки, особенно гимнастов высокой квалификации, является периодическое применение высоких нагрузок, близких к «потолку» возможностей.
Подобные тренировки типичны для современной гимнастики, но применять их следует эпизодически в виде ударного микроцикла тренировки либо в виде ударной тренировки в ряде занятий другой направленности. Следует подчеркнуть, что выходы на максимум нагрузки возможны благодаря систематическому наращиванию тренированности в диапазоне оптимальных значений нагрузки для данного гимнаста.
Волнообразность динамики тренировочных нагрузок не исключает модели скачкообразности нагрузки, что представляется как частный случай в общей закономерности и более типичный для характеристики нагрузки в короткие временные интервалы (день, неделя). Такой подход может быть компромиссом в споре сторонников волнообразной или скачкообразной модели.
Рис. 3. Волнообразность динамики нагрузок на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям
Подводя итог всему сказанному об общих принципах тренировки в гимнастике, необходимо в первую очередь подчеркнуть единство принципов. Это единство вытекает из самой сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу.
Единство процесса обучения, воспитания, повышения функциональных возможностей следует рассматривать и как единство принципов тренировки и единство известных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности, индивидуализации, прочности.
Согласно основным принципам строится и одно занятие, и многолетний процесс тренировки. Данными принципами следует руководствоваться на всех этапах подготовки: и в работе с начинающими, и с гимнастами высокой квалификации.
Рост спортивных результатов зависит не только от величины и длительности выполняемой нагрузки, но и от ее вариативности, изменчивости. Известно, что монотонная, однотипная нагрузка даже сравнительно невысокого уровня утомляет спортсмена значительно быстрее, чем вариативная. Поэтому в процессе тренировки следует определенным образом изменять динамику тренировочных нагрузок, параметры ее объема и интенсивности, чтобы обеспечить постоянный рост тренированности спортсмена.
Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок:
1) Волнообразная динамика нагрузок. Она характеризуется постепенным повышением нагрузок с крутым нарастанием и последующим снижением их, затем эта «волна» воспроизводится вновь на более высоком уровне. Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузки. Каждая «волна» общей динамики на-
грузки при этом как бы раздваивается на «волну» динамики объема и на
«волну» динамики интенсивности, не совпадающих друг с другом во вре-
мени.
Вначале происходит увеличение объема нагрузок; интенсивность растет в это время менее значительными темпами, затем, после некоторой стабилизации, объем начинает уменьшаться, интенсивность же возрастает. Такая тенденция нагрузок встречается в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Выделяют «волны» нескольких категорий:
а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах тренировки;
б) средние, выражающие тенденцию динамики нагрузок в мезоциклах тренировки;
в) большие, характеризующие тенденцию динамики нагрузок в микроциклах тренировки (типа полугодичных, годичных и многолетних).
2) Прямолинейно-восходящая динамика нагрузок. В этом случае проис-
ходит постепенное повышение и объема, и интенсивности нагрузки одно-
временно, параллельно. Например, от занятия к занятию или с каждой
неделей, месяцем тренировки. Как показывает практика, в первые годы
тренировки возможны и целесообразны равномерные приросты объема до
30—45% в год, а интенсивности — до 15—20%.
3) Ступенчатая динамика нагрузок. Здесь рост нагрузок чередуется с
относительной стабилизацией их на протяжении нескольких занятий. Это
облегчает ход приспособительных процессов к тренировочной работе. В
момент перехода от одной ступени к другой нагрузки возрастают более
круто, чем при прямолинейной динамике. Такая форма динамики позво-
ляет осваивать более значительные нагрузки.
4) Скачкообразная («пилообразная») динамика нагрузок. В этом случае
нагрузка резко возрастает до максимума, доступного на данном этапе тре-
нировки, а затем так же резко снижается до определенного уровня. «Скач-
ки» в динамике нагрузок предъявляют максимальные требования к функ-
циональным и адаптационным возможностям организма. Они являются
важным фактором, стимулирующим развитие тренированности. Но такие
«скачки» оправданы в том случае, если спортсмен к ним заблаговременно
подготовлен. Иначе такая форма динамики нагрузок отрицательно ска-
жется на состоянии здоровья, на росте спортивных достижений.
Использование той или иной формы динамики нагрузок зависит от задач тренировки, возраста и квалификации спортсмена, спортивной специализации, этапа тренировки и др.