Процесс обучения, основные принципы
И методы обучения.
В системе служебной и боевой подготовки содержание процесса обучения пожарных подразделений и начсостава определяется соответствующими учебными планами, программами, наставлениями и указаниями. Оно должно быть достаточным для подготовки и совершенствования специалистов высокого уровня, отвечающих современным требованиям. Процесс обучения в системе ПТП направлен на то, чтобы выработать у начсостава необходимые навыки и умения, дать теоретические знания, сформировать высокие морально-психологические и боевые качества, повысить интеллектуальный уровень, развить физическую силу, а также психологически подготовить к боевой работе на пожарах.
С точки зрения структуры процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемых. Обучающий передает свои знания, при этом для повышения эффективности обучения оказывает влияние на психику обучаемых различными средствами педагогического воздействия. Обучаемые активно реагируют на воздействие обучающего и овладевают определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны неразрывно связаны и активны. В качестве обучающих в системе ПТП выступает начсостав, отвечающий, по своим функциональным обязанностям, за организацию тушения пожаров. Следовательно, для осуществления процесса обучения на высоком уровне, начсостав должен знать основы педагогики и иметь соответствующие навыки обучения. Немаловажным в обучении является познавательная деятельность обучаемых. Овладевая учебным материалом, обучаемые познают то, что уже открыто используется на практике, но эти истины им приходится открывать заново. Глубина познавательной деятельности обучаемых в значительной степени зависит от способов преподавания. При объяснительно-иллюстрационном изложении учебного материала внимание обучаемых сосредотачивается на том, чтобы понять и запомнить излагаемый материал. При проблемном преподавании обучаемые сами ведут поиск истины под руководством обучающего, добывая знания путем решения нестандартных творческих задач. При проблемном преподавании у обучаемых успешнее формируются творческие способности, лучше развивается аналитическое мышление.
Началом процесса овладения знаниями является постановка и осознание познавательной задачи. Роль обучающего на данном этапе заключается в том, чтобы выдвинутая им задача в процессе занятия была понятна обучаемым. Практические задачи у обучаемых вызывают интерес и формирует потребность в ее решении. В большей степени это достигается, когда познавательная задача ставится проблемно, опирается на знания и опыт обучаемых и способствует приобретению практических навыков и умений. Восприятие протекает в различных формах: путем наблюдения за явлениями и действиями, слушания речи и чтения текста, решения практических задач, исполнения действий или посредством комбинирования слушания и наблюдения, чтения и решения практических задач.
Обучающие должны создавать все условия, чтобы обучаемые глубоко осмысливали изучаемый материал. Осмысливание учебного материала — основное звено процесса овладения знаниями. Суть его состоит в логической обработке восприятий и сложившихся представлений, в уяснении существа научных понятий, в формулировании собственных выводов.
В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысливание материала, но и закрепление его. Память человека имеет свойство быстро терять полученную информацию. Процесс забывания во времени можно выразить в виде нисходящей кривой: вначале потеря информации происходит быстро, а затем медленнее. Следовательно, очень важно предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его изучения. Обучающий может добиться этого путем повторения и закрепления ранее изученного материала при передаче новых знаний, а также путем решения комплексных задач, особенно практических.
Основной целью обучения является применение полученных знаний на практике. Это достигается: при выполнении различных практических заданий в специальных классах и аудиториях; в процессе боевой работы при решении пожарно-тактических задач на местности; во время проведения пожарно-тактических учений. Практические занятия позволяют сформировать систему профессиональных навыков. Формирование этих навыков происходит в процессе сознательной, целенаправленной деятельности и складывается из многократного их повторения.
На основе знаний и навыков формируются умения, которые включают в себя элементы творчества, позволяющие пожарному специалисту успешно действовать в непрерывно меняющейся обстановке на пожаре.
Обучение начсостава пожарной охраны производится на основе общих руководящих положений и закономерностей педагогики. Для того чтобы учебно-воспитательная деятельность обучающего была эффективной и целенаправленной, педагогической наукой выработаны требования к организации, содержанию и методике обучения. Эти положения принято называть дидактическими принципами. Исходя из основных задач ПТП начсостава, используются различные дидактические принципы.
Принцип научности обусловлен общей дидактической закономерностью, согласно которой должно быть глубоко и доказательно раскрыто каждое положение изучаемого материала. Нельзя допускать ошибок и неправильных толкований сущности законов и явлений природы и общества, а также механического зазубривания теоретических выводов и обобщений. Знания, которые получают обучаемые, должны быть достоверными и отвечать последним достижениям в области организации и тактики тушения пожаров.
Смелое внедрение и практику обучения всего передового в методике обучения, постоянное выявление более совершенных и действенных способов повышения боевой подготовки есть важнейшее условие соблюдения принципа научности.
Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении боевых действий на пожаре» воплощается в жизнь на занятиях в системе боевой и служебной подготовки, а также в ходе практических занятий и учений на местности в условиях, максимально приближенных к реальным на пожарах. Наиболее эффективными средствами максимального приближения обстановки на занятиях к реальной при обучении начсостава в системе ПТП являются имитация обстановки условного пожара, а также проведение занятий и учений на специальных полигонах и огневых полосах. Имитация должна максимально соответствовать замыслу занятий и быть по возможности полной и варьируемой в зависимости от принимаемых решений и проводимых боевых действий.
Для того чтобы успешно и эффективно реализовать указанный принцип обучения, каждый руководитель пожарной охраны обязан: своевременно и глубоко изучать новые виды пожарной техники и пожарно-технического вооружения, современные огнетушащие вещества, приемы и способы ведения боевых действий в различной обстановке на пожарах; анализировать, обобщать и внедрять в практику обучения все передовое.
Принцип сознательности, активности и ответственности обусловливается необходимостью подготовки активных и сознательных работников пожарной охраны. Обучающие должны организовывать и проводить занятия так, чтобы обучаемые сознательно относились к труду, были активны в ходе занятий, осмысленно и глубоко овладевали знаниями, навыками и умениями. Сознательное усвоение учебного материала происходит посредством правильного его восприятия, умения логично мыслить и грамотно применять полученные знания на практике. Обучающие должны добиваться, чтобы обучаемые глубоко продумывали материал, осмысливали его причинно-следственные связи и закономерности. Это расширяет кругозор обучаемых, приучает пользоваться такими логическими операциями, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция. На основе логических построений обучаемые самостоятельно анализируют факты, явления и расчеты, обобщают собранный материал, формулируют выводы, находят и исправляют ошибки.
При решении практических задач обучающий должен добиваться, чтобы обучаемые не просто действовали на пожаре, применяя общепринятые приемы и способы ведения боевых действий, но и своевременно замечали изменение обстановки, выявляли и анализировали свои неверные действия, самостоятельно искали наиболее эффективные пути выполнения поставленных перед ними задач.
Принцип наглядности обучения основан на особенностях мышления обучаемых, которое развивается от конкретного к абстрактному. Ушинский К. Д. считал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Этот принцип отражает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя. Наглядность повышает интерес обучаемых к познанию и делает процесс обучения более легким и доступным.
В системе боевой и служебной подготовки личного состава используются различные виды наглядности: натуральная или естественная наглядность (ее обеспечивают пожарная техника и пожарно-техническое вооружение, учебные полигоны, психологические огневые полосы, термодымокамеры, различные объекты и др.); изобразительная наглядность (средства имитации, фотоснимки, объемные наглядные пособия, экранные, графические и звуковые средства наглядности); словесно-образная наглядность (яркие примеры обстановки и действий в процессе тушения реальных пожаров); практический показ приемов и способов боевых действий.
В системе ПТП личного состава нашли широкое применение диафильмы, учебное кино, телевидение, магнитофонные записи, обучающие машины, экспонометры для расчета сил и средств, компьютеры, средства радиосвязи и другие новейшие технические средства обучения, обеспечивающие наглядность на занятиях. Использование средств наглядности в системе ПТП — дело творческое; обучающие должны постоянно подбирать наиболее эффективные наглядные пособия, а также разрабатывать методику их использования в процессе занятий.
Принцип систематичности, последовательности и комплексности означает, что учебный материал надо изучать в строго логической последовательности. Нужно систематически организовывать труд обучаемых, добиваться освоения ими в определенной последовательности знаний, навыков и умений. Систематичность и последовательность в обучении активизируют умственную деятельность обучаемых, способствуют лучшему запоминанию материала и уверенному применению получаемых знаний на практике. При подготовке и проведении занятий согласно указанному принципу надо строить обучение так, чтобы новые знания, навыки и умения усваивались обучаемыми в связи с ранее изученными и отработанными, закреплялись и совершенствовались на их базе. Важно на каждом занятии излагать учебный материал так, чтобы облегчалось усвоение материала на последующих занятиях. Реализация требований этого принципа обеспечивает глубокое усвоение знаний, навыков и умений, развивает логическое мышление обучаемых, приучает творчески решать задачи, делать правильные выводы и обобщения.
Принцип обучения при высоком уровне трудностей обусловливается закономерностями познавательной деятельности обучаемых, их умственными и физическими возможностями. Необходимость обучения при высоком уровне трудностей вытекает из характера и особенностей боевой работы личного состава на пожарах. Суть принципа состоит в том, чтобы обучаемые овладевали знаниями, навыками и умениями при высоком уровне напряжения своих умственных и физических возможностей, осуществляли действия на занятиях в кратчайшие сроки и с таким же напряжением моральных и физических усилий, как этого требует обстановка на пожарах. Посильным и в то же время напряженным обучение является тогда, когда обучающий не злоупотребляет терминологией, излагает материал доступно и глубоко, не перегружает объяснение второстепенными фактами и деталями, не отвлекает внимание обучаемых от главных идей и вопросов.
Одно из требований данного принципа — обеспечение высокого физического напряжения обучаемых на тактических занятиях при решении задач и упражнений, на тактических учениях, на психологических полосах, полигонах и в теплодымокамерах. Вместе с тем физическая нагрузка не должна быть чрезмерной и приводить к быстрой усталости, так как все занятия по ПТП, как правило, проводятся во время боевого дежурства и личному составу в течение суток необходимо обеспечивать успешное тушение пожаров. Во всех случаях обучающим следует придерживаться правил: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее сложного к более сложному, от менее трудного к более трудному.
Принцип обеспечения прочности овладения знаниями, навыками и умениями вытекает из необходимости решения профессиональных задач начсоставом в условиях ограниченности времени и сложности обстановки на пожарах. Экстремальные и стрессовые условия тушения пожаров требуют прочного усвоения знаний пожарной тактики, развитых и стойких навыков и умений, необходимых для выполнения боевой работы в разнообразной и сложной обстановке. Поэтому обучающий должен тщательно отбирать учебный материал, продумывать организацию и методику проведения занятий.
Опыт проведения занятий с начсоставом показывает, что для достижения прочности знаний, навыков и умений следует стремиться делать изложение доказательным, логичным, доступным и эмоциональным. При обеспечении прочности знаний, навыков и умений важную роль играют: организация углубленного повторения материала; создание условий для регулярной учебной работы; организация тематических упражнений, применения знаний, навыков и умений на практике; проверка усвоения учебного материала.
Принцип сочетания коллективности и индивидуального подхода обусловливается тем, что занятия по ПТП проводятся с обучаемыми в составе подразделения (отделения, караула) или группы начсостава. Как показывает практика, коллективность в обучении вызывает у обучаемых общий интерес, атмосферу здорового соперничества и вместе с тем совместного поиска наиболее удачного решения; приобретаются навыки совместных практических действий при решении задач, поставленных перед подразделением в процессе тушения пожаров. Для этой цели обучающие используют постановку общих задач подразделению, осуществляют анализ предложенных решений и поддержку самых удачных из них, организуют свободный обмен мнений по вопросам, которые представляют общий интерес для личного состава.
Создавая благоприятные условия для коллективной работы обучаемых в составе подразделения (группы), обучающий должен в то же время индивидуально подходить к каждому из них. Для этой цели каждый командир (обучающий) обязан постоянно изучать на протяжении всего периода службы индивидуальные особенности каждого обучаемого: его способности, уровень общего развития и специальной подготовки, волевые качества, уровень физического развития, отношение к службе взаимоотношения с окружающими и др. Индивидуальный подход необходимо применять к каждому обучаемому для того, чтобы обеспечить активную, в полную меру его сил и способностей работу в процессе обучения, а также знать, на что способен обучаемый в боевой обстановке на пожарах.
Все указанные принципы обучения находятся во взаимной связи, поскольку каждый из них отражает какую-либо сторону процесса обучения. Нарушение требований любого из них приводит к нежелательным последствиям при реализации требований других принципов.
В учебном процессе все изложенные принципы воплощаются в жизнь с помощью методов обучения, которые связаны между собой и определяются дидактическими принципами.
Методы обучения — это способы общения и совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых осуществляется усвоение обучаемыми знаний, навыков и умений, развиваются их познавательные и физические способности, формируются морально-боевые и психологические качества. В практике преподавания используются многие методы обучения. В основном применяются: устное изложение учебного материала (лекция, рассказ, беседа, объяснение); обсуждение изучаемого материала (семинар, диспут, собеседование, обмен мнениями); показ (демонстрация) с пояснением; упражнения (физические, пожарно-строевые, тактические по оценке обстановки, принятию обоснованных решений и отдаче распоряжений при тушении пожаров, технические и комплексные, деловые игры); тушение условных пожаров (решение пожарно-тактических задач на местности, тактические учения, тренировки на специальных полигонах, на огневых полосах психологической подготовки, в теплодымокамерах); исследования (анализ боевых действий на пожарах и разбор потушенных пожаров, определение эффективности новых огнетушащих средств, систематизация передового опыта); самостоятельная работа (изучение основ тактики тушения пожаров, руководящих документов, пожарной техники, ПТВ, оперативно-тактических особенностей района выезда и объектов, написание рефератов).
Самостоятельная работа — основной метод повышения квалификации начсостава при изучении оперативно-тактических особенностей района выезда части (объекта), процессов развития и тушения пожаров на различных объектах охраняемого района, новой пожарной техники, руководящих документов, пожарно-технической литературы, а также положительного опыта работы. Она осуществляется в течение всего периода службы под руководством соответствующих командиров и начальников и является служебной обязанностью всего начсостава.
Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, которые называют приемами обучения. Все методы и приемы обучения взаимосвязаны и применяются комплексно. Выбирая методы и приемы для проведения предстоящих занятий, обучающий долженисходить из учебно-воспитательных задач, уровня подготовки обучаемых, содержания занятий, состояния учебно-материальной базы и некоторых других условий. При этом наибольшую роль играют опыт обучающего, его творческий потенциал и способность всесторонне оценить свои возможности, использовать все передовое, которое целесообразно применить в учебном процессе. Для решения некоторых тактических и психологических задач эффективны методы программного обучения с применением электронно-вычислительной техники.
Чтобы правильно оценивать эффективность учебного процесса, проводить его корректировку и совершенствование, используют проверки и оценки знаний, навыков и умений. Проверки бывают предварительными, текущими, итоговыми. Методами проверок являются: контрольное наблюдение, анализ результатов практической работы, устный или письменный опрос, а также опрос с использованием технических средств. Итоги проверок знаний, навыков и умений оформляются в виде оценок по пятибалльной системе в журналах учета успеваемости и других документах. Методически правильная оценка знаний обучающих способствует повышению боеготовности и боеспособности подразделений.
Начсостав, прошедший ПТП, обязан знать:
— оперативно-тактическую характеристику и особенности района выезда пожарной части (охраняемого объекта), взрывопожароопасных и особо важных объектов (цехов, установок) в охраняемом районе и в других районах, в которые выезжает караул по повышенным нормам вызова;
— тактико-технические характеристики пожарных машин и оборудования и тактические возможности подразделений гарнизона пожарной охраны;
— уставы, наставления, указания и другие руководящие документы, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, а также правила охраны труда при несении службы и ведении боевых действий;
— закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;
— огнетушащие вещества, особенности их применения, приемы и способы подачи и защиты от них окружающей среды при тушении пожаров;
— методику расчета сил и средств для тушения пожаров, особенности и принципы их расстановки;
— назначение, устройство и правила эксплуатации средств защиты органов дыхания и средств связи, а также руководящие документы по их применению на пожарах;
— основные формы и методы обучения и воспитания личного состава.
Начсостав обязан уметь:
— правильно оценивать обстановку, определять решающее направление боевых действий на пожаре, необходимое количество сил и средств для тушения, принимать решения и отдавать четкие распоряжения по их реализации, чтобы обеспечить успешное тушение пожара;
— работать со спецагрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, находящихся на вооружении гарнизона пожарной охраны, уверенно пользоваться радиосредствами и работать в средствах защиты органов дыхания;
— методически правильно готовить и проводить любые пожарно-тактические занятия и учения;
— исследовать пожары и боевые действия личного состава при их тушении, оформлять документы и материалы по результатам исследования, организовывать и проводить разборы пожаров;
— составлять планы и карточки тушения пожаров на объекты и сельские населенные пункты, расписание выезда пожарных частей гарнизона, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в сельском районе, инструкции по взаимодействию пожарной охраны со службами города (района, объекта) и прочие документы по вопросам пожаротушения;
— организовать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться их своевременного и качественного их выполнения.
Начсостав должен постоянно и активно внедрять в учебный процесс последние достижения науки и техники, совершенствовать содержание, формы, методы и приемы обучения личного состава, что обеспечит дальнейшее повышение боеготовности и боеспособности подразделений и гарнизонов пожарной охраны.
Планирование пожарно-тактической подготовки.
Планирование тактической подготовки является важным фактором, определяющим её результаты. Разработка тематических планов боевой и служебной подготовки и их содержание должны базироваться на анализе боевых действий пожарных подразделений на пожарах за истекший период. При планировании ПТП учитывают ошибки, допущенные при тушении пожаров за истекший период. Сопоставляя ошибки, допущенные в различные периоды времени, выясняют, какие из них допускаются в меньшем количестве, какие встречаются еще достаточно часто, а какие участились. Ошибки, допускаемые начсоставом на пожарах, можно условно сгруппировать: некачественная разведка пожара; неправильное определение решающего направления боевых действий на пожаре; малоэффективная организация работы личного состава; незнание оперативно-тактических особенностей объекта, на котором возник пожар; некачественное управление силами и средствами; неправильное или неполное прогнозирование обстановки; неполное использование тактических возможностей пожарных подразделений; применение неэффективных средств ликвидации горения; использование маломощных стволов; незнание водоисточников и неправильное их использование и др.
Такой анализ позволяет составить тематический план на новый период учебы в необходимой последовательности, определить организационные формы и содержание занятий с таким учетом, чтобы изжить выявленные недостатки в организации и тактике тушения пожаров. Данный анализ можно проводить в масштабе области, отряда или части.
При анализе ошибок в масштабе части целесообразно также учитывать действия командиров отделений и пожарных. Характерными ошибками, допускаемыми ими на пожарах, могут быть: неправильное определение боевых позиций ствольщиков на пожарах; подача огнетушащих средств ствольщиками «по дыму», неэффективное применение огнетушащих средств; отсутствие резерва рукавной линии для маневрирования стволом; нарушение правил охраны труда при проведении разведки и др.
Все замеченные ошибки должны быть учтены при разработке тематических планов и других планирующих документов по боевой подготовке личного состава части.
Количественный и качественный анализ недостатков целесообразно осуществлять не только по результатам тушения пожаров, но и с учетом ошибок, допущенных на тактических занятиях и учениях.
При планировании ПТП, кроме результатов анализа боевых действий, целесообразно учитывать характерные особенности и происшедшие изменения в районе выезда части и в гарнизоне пожарной охраны в целом. Следует планировать занятия по изучению и отработке боевых действий на вновь вводимых в эксплуатацию и реконструированных особо важных и пожаровзрывоопасных объектах, по изучению и использованию новой пожарной техники, которая вводится в боевые расчеты, по внедрению передового опыта работы подразделений на пожарах. Занятия по отработке боевых действий в теплодымокамерах и на огневых психологических полосах должны предусматриваться в планах ежегодно, систематически; по количеству часов и срокам проведения они должны соответствовать действующим руководящим документам.