Мышление и речь. Мысль и слово (Выготский, Рубинштейн)
Центральным положением в проблеме мышление и речь является вопрос об отношении мысли к слову. В решении этой проблемы существует 2 тенденции: отождество мысли и речи и полное их разъединение.
Выготскийсчитает, что решение этой проблемы можно осущуствить исходя из принципа, что слово и мысль образуют не только тождество, а единство. Для решения проблемы необходимо найти неразложимую целостную единицу. Такой единицей может быть внутренняя сторона слова, его значение. «Именно в значении слова завязан тот узел единства, который мы называем речевым мышлением. Слова всегда относстся не к одному какому-нибудь отдельному предмету, а к целой группе. Каждое слово представляет собой скрытое обобщение. С психологической точки зрения значение представляет собой обобщение, а обобщение - мышление в собственном смысле слова. Но вместе с тем, значение представляет собой неотъемлемую часть слова, пренадлежащую к царству речи в той же мере, что и к царству мысли. Слово без значения есть не слово, а пустой звук. Слово, лишенное значения не относится к царству речи, поэтому значение можно рассматривать как явление речевое и как явление относящееся к области мысли. Оно есть и речь, и мышление в одно и тоже время, т.к. оно есть единица речевого мышления». Поэтому, считает Выготский, проблема мышления и речи может быть решена методом семантического анализа, т.е. методом изучения. Позиционно речь рассматривается как процесс, совмещающий в себе и функцию обобщения и мышление. Не был решен вопрос, в каком отношеии находятся эти функции друг с другом, как происходит их развитие, и как обе структуры объеденены друг с другом. Между тем, значение слова представляет в той же мере единицу обеих фунций мышления и речи человека. Общение предполагает обобщенное развитие словесных значений, т.е. объединяет обе функции речи.
Рубинштейн: Речь - форма существования мысли. Поэтому между речью и мышлением существует единство. Это единство, а не тождество. Для бихевиористов мышление не что иное, как деятельность речевого аппарата (Дж. Уотсон). Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но самой речи. Т.к. речь рассматривается как система реакций, такое сведение упраздняет знания как основу содержания речи. В деятельности речь есть постольку, поскольку она имеет осознанное значение и весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. «Мы иногда ищем и не находим слово для уже имеющейся ещё словесно не оформившейся мысли. Мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думали. Мы отбрасываем подвернувшееся нам слово как неадекватное нашей мысли, поэтому речь не есть совокупность реакций, совершенных по методу проб и ошибок, а есть индивидуальная операция». Речь не просто внешняя одежда мысли, она служит не только для передачи готовой без речи мысли, в речи мысль формируется. Речь включается в сам процесс мышления как форма связаннаяс его содержанием. Формируя свою речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не тождество, они образуют единство, т. к. речь не просто форма выражения мысли, но способ её существования. В его концепции новым является то, что в ней реализуется принцип единства формы и содержания.
Леонтьев: «Значение представлено преобразованной и свернутой в материи языка идеальной формой существования предметного мира, его свойств и отношений, раскрытых совокупной общей практикой».
Проблемы мышления в работах Леонтьева, Рубинштейна, Гальперина.
Леонтьев в проблемах мышления видит следующие аспекты:
1) мышление - высшая ступень познания.
2) мышление является полимодальным, т.е. это теоретическое, образное, наглядно-действенное.
3) мышление как любое психическое явление имеет ту же структуру что и внешнее практическое явление, т.е. оно включает в себя действия и операции.
Гальперинвсю психику рассматривал как форму ориентировочно-исследовательской деятелбности. Предмет мышления определяет так: психология изучает не просто мышление и не всё мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.
Рубинштейн: в качестве основного предмета психологии выступает мышление как процесс мнемнической интеллектуальной деятельности, как интеллектуальной деятельности, как форма проявления активности субъекта. Мышление как процесс, включает в себя особое средство (мыслительные операции) и выделяет такие операции:
Анализ - есть мысленное разложение целого на части, анализ на уровне чувственного познания - это мысленное разложение целого на части при восприятии любого предмета или явления и представление чего-либо в образной форме. Можно разделить на части любые вещи. Можно мыслить по отдельности о цветке, листке, можно мысленно расчленить любую деятельность на отдельные действия или операции.
Синтез – мысленное соедение частей предмета, явления. Синтез на уровне чувственного познания - есть мысленное соедение частей предмета, явления. Может осуществляться при восприятии в представлениях, мыслях о предмете, явлении. Примеры: мысленное конструирование любого механизма, продумывание композиции литературного произведения, представление незнакомых предметов по описанию их частей.
Анализ и синтез на уровне теоретического познания. Анализ – мысленное выделение признаков, свойств или сторон, это описание цвета, величины, формы вещей. Синтез - мысленное соединение свойств, признаков, сторон предмета и явления, мысленное представление любой вещи на основе описания их свойств (удельный вес, фотосинтез).
Сравнение - мысленное выделение частей или свойств предмета, даёт возможность сравнивать их друг с другом, устанавливать сходство или различие между ними. Сравниваются предметы или явления по тому или иному признаку (цвет, форма, назначение). В сравнении обнаруживается единство анализа и синтеза, т.к. чтобы сравнить, нужно выделить какие-либо части, но сравнение не исчерпывается анализом, устанавливаются определенные отношения или синтет. операции.
Обобщение и систематизация. На основе сравнения осуществляется обобщение - мысленное выделение общего в предметах или явлениях. Основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Обобщение имеет 2 уровня: чувственный им классификацию (например, можно классифицировать животных, растения на основе сходных признаков); на теоритическом - обобщение, основанное не только на основе общих, но и существенных признаков. Такое обобщение ведет к образованию понятий, открытию законов, познания закономерных связей и отношений.
Абстрагирование. Обобщая предметы и явления, человек отвлекается от тех. или иных свойств, которыми отличаются эти предметы друг от друга. Процесс абстрагирования своей противоположностью имеет процесс конкретизации (это мысли о частном, которые соответствуют определенному общему).