Исторический аспект изучения проблемы диагностики и коррекции афазии по материалам зарубежной и отечественной литературы
Афазия, заболевание символического мышления и способности к его выражению, известна давно. Иоганн Вольфганг Гете в Wilhelm Meister's Apprenticeship (1796) приводит одно из наиболее ранних описаний. "Неожиданно мой отец перенес паралич; у него отнялись правая сторона тела и речь. Нам приходилось догадываться, что ему нужно, потому что он был не в состоянии выговорить слова, которое хотел. Иногда это было ужасно тяжело для нас: его нетерпение достигало предела, и его состояние трогало меня до глубины души". Только в девятнадцатом столетии начались попытки понять связь этого заболевания с патологией мозга. Врачи, в первую очередь Галль и Пинель в начале века представили точное описание афазии, наступающей за апоплексией (инсультом). Было установлено, что она, безусловно, сопровождается параличом правой стороны тела, что предполагает патологию левого полушария. Вслед за этим были опубликованы работы Марцела Дакса (Marcel Dax), Жан-Батиста Булляра (Jean Baptiste Bouillard) и его пасынка Симона Обертэна (Simon Aubertin). Однако, вплоть до работ Поля Брока в 60-е годы XIX века не было показано, что повреждения задней части левой трети лобной извилины вызывает афазию (или афемию, как ее именовал автор), с чего и началось установление истинных взаимосвязей между мозговой патологией и нарушениями речи.
Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина «системной организации функций и «обратной афферентации», а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. А. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамической, поэтапной локализации высших корковых функций. Им разработаны методы изучения нарушений психической деятельности, различных познавательных процессов человека. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга; применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности.
В основу современной нейропсихологии и иейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. У истоков психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших начало дифференциации понятий «язык» и «речь», «парадигматические» и «синтагматические» отношения, «статика» языка и «динамика» речи.
Отграничение афазии в детском возрасте от сходных состояний: алалии, дизартрии, умственной отсталости, нарушения слуха
Афазию в детском возрасте необходимо отличать от сходных состояний.
— афазия отличается от алалии тем, что при алалии речь не сформировалась полностью уже изначально, а при афазии происходит распад уже сформированной речи;
— афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии наблюдаются нарушения лишь звуковой стороны речи, тогда как при афазии страдает ее смысловая сторона;
— афазия отличается от дизартрии тем, что при ней резкая ограниченность подвижности артикуляционного аппарата отмечается как во время речевых высказываний, так и вне их;
— у слабослышащих детей ведущим является нарушение физиологического слуха, а при афазии дети слышат речь хорошо;
— афазия постепенно приводит к задержке психического развития, которая существенно отличается от умственной отсталости, когда снижение интеллекта является первичным и ведущим.
В зависимости от локализации очага поражения афазия проявляется по-разному.
Мышление больных с афазией постепенно изменяется, но не отождествляется с типичными интеллектуальными нарушениями. Как правило, они контролируют свое поведение, не способны совершать неадекватные поступки.
Нарушения речи при афазии у детей имеют ряд особенностей, что объясняется незакончившимися процессами формирования мозговых структур, и, прежде всего — физиологических структур речевых механизмов. Нервная система таких детей более лабильна, чем у взрослых, а речевой опыт значительно ниже. В детском возрасте труднее отличить моторную афазию от сенсорной, а процесс восстановления речи у детей-афазиков протекает значительно эффективнее. Это объясняется лучшими компенсаторными возможностями детского мозга.
Для самоконтроля усвоения основного содержания ответьте на следующие вопросы:
1. Охарактеризуйте афазию как тяжелую форму речевой патологии.
2. Перечислите возможные причины афазии.
3. Как отличить афазию от сходных состояний при алалии, дислалии, дизартрии, нарушениях слуха, умственной отсталости?
4. Какие подходы существуют к классификации форм афазии. Назовите основные формы афазии, выделяемые в нейропсихологической классификации А.Р. Лурия.