Психодиагностика мышления

Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и

продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, зна-

кового и образного мышления. Исследование критичности мышления.

Выделение закономерностей.

«Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способно-

стей устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

«Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей.

«Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычис-

лений.

«Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего»,

«Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки

способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять су-

щественные признаки.

«Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способно-

сти к установлению логических взаимосвязей.

«Количественные отношения» для оценки способностей к логическим

умозаключениям.

«Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и

отвлечения, последовательности суждений.

«Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абст-

рактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности.

«Рассказ с пропущенными словами» для определения целенаправлен-

ности мышления, контроля и критичности мышления.

«Вербальный лабиринт» для оценки пластичности и переключаемости

внимания.

Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования невербальных компонен-

тов мышления и креативности.

«Тест комбинаторных способностей» и «Кубики Кооса» для оценки

уровня развития конструктивного мышления.

Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования

уровня сформированности понятийного мышления. Определение понятий.

Методика А.С. Ланчиса для оценки уровня когнитивной гибкости

мышления.

Ассоциативный эксперимент для диагностики особенностей мышле-

ния.

Тест пространственного мышления (ТПМ) для выявления особенно-

стей пространственного мышления в процессе создания образа (опериро-

вание формой и величиной объекта) и оперирования образами (изменение

пространственного положения, преобразование структуры образа, измене-

ние положения и структуры образа одновременно).

Тест на выполнение логических операций над геометрическими объ-

ектами (ЛОГО) для выявления умения выполнять логические операции

(аналогии, классификации, построения закономерностей) над геометриче-

скими фигурами.

Психодиагностика воображения и представления

Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представле-

ний, манипулирование представлениями.

«Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов,

мысленному анализу их формы и размера.

Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вер-

бального воображения.

«Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального вооб-

ражения.

Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости

представлений путем самооценки.

Опросник Шиана для оценки яркости (четкости) представления путем

саморанжирования.

Диагностика когнитивного стиля познавательной

Деятельности

Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для

него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диаг-

ностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезави-

симость (тесты «Замаскированные (включенные) фигуры» и «Стержень и

рамки» Г. Виткина (Уиткина), рефлективность – импульсивность (тест

«Сравнения похожих рисунков» Кагана), аналитичность – синтетичность

(вариант методики свободной сортировки понятий В. Колга), гибкость –

ригидность когнитивного контроля (тест словесно-цветовой интерферен-

ции Дж.Струпа), узкий – широкий диапазон эквивалентности (тест «Сор-

тировка объектов» Гарднера), образность – вербальность, интерферируе-

мость (помехозащищенность), толерантность к нереальному опыту.

Опросник Г.С. Прыгина на предмет стиля учебной деятельности (в

т.ч. «автономность – зависимость»).

Измерение интеллекта

Две наиболее известные модели интеллекта, на которых строятся ди-

агностические методики.

1) Чарльз Спирмен – Двух факторная теория интеллекта: Успех любой

интеллектуальной деятельности определяют: (1) некий общий фактор (G-

фактор) и (2) фактор специфический для данной деятельности (S-фактор).

G-фактор – генеральный фактор – определяют успех любой интеллекту-

альной деятельности. (В дальнейшем наличие генерального фактора было

подтверждено при помощи факторного анализа.)

2) Луис Терстоун – Мультифакторная теория интеллекта: Каждый от-

дельный интеллектуальный акт – результат взаимодействия множества от-

дельных факторов.

Джо Гилфорд – Модель «Структуры интеллекта».

Построена на основе необихевиористской модели: стимул – латентная

операция – реакция.

Четыре стимула – «Содержание» – Природа материала: изображения,

символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях);

Пять операций – Способности испытуемого – Психические процессы:

понятия, память, конвергентное и дивергентное мышление, продуктив-

ность оценивания;

Шесть реакций – Результат применения операций к материалу – Фор-

ма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, клас-

сы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Всего 4 х 5 х 6 = 120 факторов интеллекта. Каждый фактор – это соче-

тание категорий из трех названных измерений.

Концепция Джо Гилфорда широко используется в США, особенно в

работе с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы про-

граммы обучения, которые позволяют рационально планировать и направ-

лять развитие способностей детей. На основе своей теории им создан пер-

вый тест на креативность и тест на социальный интеллект.

Одним из главных достижений Гилфорда является разделение дивер-

гентного (множество решений на основе однозначных данных – основа

креативности) и конвергентного (ищется единственно верное решение –

что диагностируется тестами на интеллект) мышление.

Основные тесты интеллекта, применяемые в России в настоящее время:

1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измере-

ния уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-

действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных спо-

собностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов,

оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логи-

ческому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей,

пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.).

11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста.

2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для

оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года

и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и

пространственного мышления, логических и комбинаторных способно-

стей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до

61 года.

Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на раз-

ные виды профессионального обучения и для профотбора.

3. Тесты интеллекта Ганса Айзенка (Великобритания). Концепция и

принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 зада-

ний и ограничен 30 минутами выполнения.

4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и

Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей спо-

собности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая

выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и

решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных;

и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоми-

нание и извлечение известных знаний или опыта.

Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Сло-

варная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессив-

ные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и

умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и

Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей.

Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта

Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности.

5. Двухфакторная модель интеллекта Р.Кеттелла: «флюидный» и

«кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интел-

лект) – это способность к понятийному научению и к решению проблем,

это общая «одаренность» и приспособляемость – относительно независи-

мая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект –

производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых ин-

теллектуальных навыков.

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измере-

ния врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возмож-

ности адаптации человека и успешность любой деятельности.

6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Фло-

ренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически

обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает

степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетель-

ствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй чело-

века» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял

довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в доста-

точной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том

числе и навыков рисования.

7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.

Наши рекомендации