Психодиагностика мышления
Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и
продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, зна-
кового и образного мышления. Исследование критичности мышления.
Выделение закономерностей.
«Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способно-
стей устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
«Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей.
«Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычис-
лений.
«Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего»,
«Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки
способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять су-
щественные признаки.
«Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способно-
сти к установлению логических взаимосвязей.
«Количественные отношения» для оценки способностей к логическим
умозаключениям.
«Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и
отвлечения, последовательности суждений.
«Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абст-
рактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности.
«Рассказ с пропущенными словами» для определения целенаправлен-
ности мышления, контроля и критичности мышления.
«Вербальный лабиринт» для оценки пластичности и переключаемости
внимания.
Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования невербальных компонен-
тов мышления и креативности.
«Тест комбинаторных способностей» и «Кубики Кооса» для оценки
уровня развития конструктивного мышления.
Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования
уровня сформированности понятийного мышления. Определение понятий.
Методика А.С. Ланчиса для оценки уровня когнитивной гибкости
мышления.
Ассоциативный эксперимент для диагностики особенностей мышле-
ния.
Тест пространственного мышления (ТПМ) для выявления особенно-
стей пространственного мышления в процессе создания образа (опериро-
вание формой и величиной объекта) и оперирования образами (изменение
пространственного положения, преобразование структуры образа, измене-
ние положения и структуры образа одновременно).
Тест на выполнение логических операций над геометрическими объ-
ектами (ЛОГО) для выявления умения выполнять логические операции
(аналогии, классификации, построения закономерностей) над геометриче-
скими фигурами.
Психодиагностика воображения и представления
Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представле-
ний, манипулирование представлениями.
«Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов,
мысленному анализу их формы и размера.
Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вер-
бального воображения.
«Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального вооб-
ражения.
Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости
представлений путем самооценки.
Опросник Шиана для оценки яркости (четкости) представления путем
саморанжирования.
Диагностика когнитивного стиля познавательной
Деятельности
Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для
него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диаг-
ностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезави-
симость (тесты «Замаскированные (включенные) фигуры» и «Стержень и
рамки» Г. Виткина (Уиткина), рефлективность – импульсивность (тест
«Сравнения похожих рисунков» Кагана), аналитичность – синтетичность
(вариант методики свободной сортировки понятий В. Колга), гибкость –
ригидность когнитивного контроля (тест словесно-цветовой интерферен-
ции Дж.Струпа), узкий – широкий диапазон эквивалентности (тест «Сор-
тировка объектов» Гарднера), образность – вербальность, интерферируе-
мость (помехозащищенность), толерантность к нереальному опыту.
Опросник Г.С. Прыгина на предмет стиля учебной деятельности (в
т.ч. «автономность – зависимость»).
Измерение интеллекта
Две наиболее известные модели интеллекта, на которых строятся ди-
агностические методики.
1) Чарльз Спирмен – Двух факторная теория интеллекта: Успех любой
интеллектуальной деятельности определяют: (1) некий общий фактор (G-
фактор) и (2) фактор специфический для данной деятельности (S-фактор).
G-фактор – генеральный фактор – определяют успех любой интеллекту-
альной деятельности. (В дальнейшем наличие генерального фактора было
подтверждено при помощи факторного анализа.)
2) Луис Терстоун – Мультифакторная теория интеллекта: Каждый от-
дельный интеллектуальный акт – результат взаимодействия множества от-
дельных факторов.
Джо Гилфорд – Модель «Структуры интеллекта».
Построена на основе необихевиористской модели: стимул – латентная
операция – реакция.
Четыре стимула – «Содержание» – Природа материала: изображения,
символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях);
Пять операций – Способности испытуемого – Психические процессы:
понятия, память, конвергентное и дивергентное мышление, продуктив-
ность оценивания;
Шесть реакций – Результат применения операций к материалу – Фор-
ма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, клас-
сы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Всего 4 х 5 х 6 = 120 факторов интеллекта. Каждый фактор – это соче-
тание категорий из трех названных измерений.
Концепция Джо Гилфорда широко используется в США, особенно в
работе с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы про-
граммы обучения, которые позволяют рационально планировать и направ-
лять развитие способностей детей. На основе своей теории им создан пер-
вый тест на креативность и тест на социальный интеллект.
Одним из главных достижений Гилфорда является разделение дивер-
гентного (множество решений на основе однозначных данных – основа
креативности) и конвергентного (ищется единственно верное решение –
что диагностируется тестами на интеллект) мышление.
Основные тесты интеллекта, применяемые в России в настоящее время:
1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измере-
ния уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-
действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных спо-
собностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов,
оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логи-
ческому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей,
пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.).
11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста.
2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для
оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года
и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и
пространственного мышления, логических и комбинаторных способно-
стей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до
61 года.
Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на раз-
ные виды профессионального обучения и для профотбора.
3. Тесты интеллекта Ганса Айзенка (Великобритания). Концепция и
принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 зада-
ний и ограничен 30 минутами выполнения.
4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и
Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей спо-
собности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая
выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и
решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных;
и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоми-
нание и извлечение известных знаний или опыта.
Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Сло-
варная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессив-
ные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и
умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и
Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей.
Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта
Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности.
5. Двухфакторная модель интеллекта Р.Кеттелла: «флюидный» и
«кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интел-
лект) – это способность к понятийному научению и к решению проблем,
это общая «одаренность» и приспособляемость – относительно независи-
мая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект –
производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых ин-
теллектуальных навыков.
Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измере-
ния врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возмож-
ности адаптации человека и успешность любой деятельности.
6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Фло-
ренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически
обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает
степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетель-
ствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй чело-
века» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял
довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в доста-
точной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том
числе и навыков рисования.
7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.