Психолог в детском саду
Психолог в системе образования
В последние десятилетия психологи принимают все более активное участие в образовании детей, подростков и взрослых. Во многих школах и детских садах психологи уже стали важными членами педагогического коллектива. В некоторых образовательных учреждениях созданы психологические службы, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов и медиков для организации условий успешного обучения и воспитания.
В общем виде целью деятельности психолога в образовании является организация условий, способствующих повышению качества обучения и воспитания детей, формированию их готовности к успешной социальной самореализации. Делается это на основе учета их индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития личности.
Обычно психологу приходится осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: психодиагностическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности учащихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса.
Задачи, стратегии и направления работы психолога конкретизируются с учетом специфики образовательного учреждения, научных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов. Для каждой специальности в системе образования разработаны нормативные, юридически действенные должностные обязанности и полномочия, предусмотрены варианты оформления служебной документации, сформированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда.
Работа психолога в системе образования предъявляет некоторые требования к личности специалиста. Важнейшими личностными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Кроме того, адаптация в педагогическом коллективе зачастую связана с необходимостью особой социальной компетентности и чуткости специалиста.
Школьный психолог
Работа школьного психолога - одна из самых востребованных среди психологических специальностей. Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развитием учащихся, своевременное выявление и коррекция их психологических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации каждым учащимся интеллектуального и личностного потенциала. Эта цель включает следующие задачи:
- участие в совместной работе администрации и педагогического коллектива школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в жизни;
- оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- совместная с педагогами деятельность по воспитанию учащихся, формированию у них жизненно важных нравственных принципов: ответственности и уверенности в себе, стремления к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других личностей, чувства взаимопомощи, толерантности (терпимого, уважительного отношения к индивидуальным, национальным и другим проявлениям своеобразия, инаковости людей), милосердия. Обозначенные работы реализуется через различные формы и направления деятельности, соответствующие основным обязанностям школьного психолога.
1.Психологическая диагностика предусматривает проведение групповых и индивидуальных обследований, направленных на изучение особенностей личности участников образовательного процесса, своеобразия взаимоотношений и взаимодействия внутри школьных коллективов.
Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, родителей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся «групп риска», учитываются при построении планов работы самого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы.
2. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная работа всегда индивидуализирована, т. е. предполагает личностно ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом.
3. Психологическое консультирование участников представляет
собой очень важный вид деятельности психолога, благодаря которому в индивидуальном взаимодействии достигается активизация внутренних ресурсов личности клиента для самостоятельного преодоления им сложившихся у него психологических трудностей. По поводу такой консультации к школьному психологу могут обратиться учителя, родители и сами школьники (в основном подростки).
Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учитывая его психологические особенности и ситуацию его социального развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь мобилизует, актуализирует его индивидуальные способности для осознанного преодоления возникающих проблем и зрелого саморазвития личности.
4. Психологическое просвещение участников образовательного процесса пронизывает все формы работы школьного психолога. Освещая основные психологические закономерности развития отдельных личностей и коллектива, психолог демонстрирует и раскрывает информацию таким образом, чтобы формировать у слушателей мотивацию на сознательное ее применение в реальной деятельности, во взаимодействии с людьми и, главное, в интересах саморазвития.
5. Методическая работа составляет важную сторону деятельности психолога в школе. Это, прежде всего, предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для образования и конкретного учебного заведения вопросам, аналитическую работу с материалами психологического анализа событийной жизни образовательного учреждения и постоянное углубление профессиональных знаний. Важной стороной этой работы является грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации.
Деятельность школьного психолога во всех рассмотренных ее формах требует высокой профессиональной мотивации и мастерства, обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответственности, дисциплинированности, личностной зрелости.
Психолог в детском саду
Значимость работы психолога с детьми дошкольного и младшего возраста определяется необходимостью своевременного обеспечения их полноценного психического развития за счет максиального использования возможностей каждого возрастного этапа. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реализованы следующие задачи:
- выявление и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- создание и поддержание в детском учреждении благоприятного для развития его воспитанников психологического климата;
- оказание своевременной психологической помощи как детям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам.
Практически в сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях.
Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Используя различные методы психологического исследования, он получает информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о соответствии уровня их психического развития возрастным нормам, о сформированности у них определенных (сообразно возрасту) психических новообразований. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду является наблюдение.
Развивающая и коррекционная формы работы реализуются на индивидуальных и групповых занятиях и предполагают, в частности, стимуляцию развития способностей детей. Одно из важнейших направлений - формирование психологической готовности к школе, под которым понимается повышение уровня познавательных, коммуникативных (связанных с общением) способностей ребенка, развитие его мотивационно-ценностной сферы, улучшение эмоционального состояния.
Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитателями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой — повышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка.
Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития.
Действия психолога детского сада по психологической профилактике сосредоточены на задаче своевременного выявления коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружение и устранении факторов риска для обеспечения нормального личностного становления дошкольников.
Методическая работа психолога предполагает выполнение нормативных требований по ведению документации, по квалифицированному оформлению и анализу данных проводимых наблюдений и, возможно, исследований, предусматривает его самообразование и профессиональное совершенствование.
Для психолога, работающего в детском саду, важными профессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно - доброжелательность.