Органические предпосылки и социальные условия развития личности

Индивид и личность в концепциях А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Асмолова.

(лекция)

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Индивид – природное существо, обладающее какой-либо физической конституцией, типом нс, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффектами и т.д.

Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в процессе своей деятельности. Изменение индивидуальных особенностей – следствие формирования его личности. Внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Реальным базисом личности человека является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Деятельности субъекта – исходные «единицы» психологического анализа личности. Обстоятельства могут привести к сдвигу одного из главных мотивов на безличные операции, которые из-за этого превращаются в самостоятельную деятельность и характеризуют личность. Действия могут быть лишь средством достижения целей, действительный мотив которых может лежать в иной плоскости. Особенности личности обнаруживают себя в отношениях, в которые он вступает в процессе труда. В ходе развития субъекта, отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Состав деятельностей определяется свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретенными. Иерархические отношения деятельностей характеризуют личность. Их особенность – «отвязанность» от состояния организма. Эти иерархические отношения образуют ядро личности.

Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.

Понимание природы индивидных свойств (ИС) человека, их роли в регуляции поведения личности, методов изучения зависит от того, какое место отводится ИС в организации личности.

Общая схема ИС человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым, который и ввел понятие «ИС» человека. ИСЧ являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики и некоторых пограничных с психологией личности дисциплин, напр., геронтология.

Общая схема ИСЧ.

ИСЧ разделяются на два широких класса: класс 1, возрастно-половые свойства и кл 2-индивидно-типические свойства. В свою очередь ИТС расчленяются на три группы - конституция индивида, нейродинамические свойства мозга, функциональная асимметрия индивида. В школе Ананьева указанные 2 класса ИСЧ называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшая форма интеграции ИСЧ – темперамент и задатки.

Первичные ИТС характеризуют иногда в широком смысле слова как нейродинамические индивидные свойства. Вторичные свойства и темперамент с задатками относят к психодинамическим свойствам человека, с которыми в более узком значении связывают хар-ки только темпер-та.

Из общей схемы ИСЧ, предложенной Ананьевым, видно, какого рода классы или подклассы свойств выступают в качестве критериев классификации т. или и. Типологии человека.

Большое количество исследований нейродинамических свойств проведено в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицина. Работами этой школы заложены основы отечественной психофизиологией индивидуальных различий, восходящей своими истоками к учению о типах ВНД Павлова. Благодаря накопленному в этой области материалу все более явственно проступает тенденция к пониманию этих свойств как природных предпосылок индивидуальных различий личности, прежде всего ее общих и специальных способностей.

В исследованиях В.С.Мерлина разрабатывались представления об интегральной индивидуальности, нацеленные на изучение роли общих свойств нс в динамике индивидуального стиля деятельности.

Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности.

Формирование и развитие личности определяется совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность всегда конкретно-исторична, она – продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее жизненного пути. В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни – комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т.д.). В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребностей, социальные инстанции, СМИ и сами люди, объединенные в различные общества. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляют т. или и. социальную ситуацию развития личности.

Структура народонаселения выражает качественные и количественные отношения между поколениями и соответственно вероятностный характер социальных связей личности с собственным поколением и другими поколениями. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности. Взаимодействие поколений и передача опыта оказывается весьма различным в разных странах в зависимости от уровня общественно-экономического и культурного развития.

С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономической, правовой и политической позиции, рода занятий, образования и т.д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение материального и культурного уровня жизни семьи, то это непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В этом случае создается жизненный стереотип того или и. уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизируют наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преимущественно связанный со статусом семьи, из которой он вышел.

Положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным осуществлением обязанностей со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р.Линторна, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некоторую идеальную схему положения личности в обществе.

Понятие статуса личности может быть дополнено понятием позицией личности, характеризующем субъективную, деятельностную сторону положения личности в этой структуре. Статус личности объективен и осознается ею частично или полностью, пассивно или активно. Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее социальных функций – ролей, которые рассматриваются как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе. Деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений.

Характеристика понятий «социальный статус» (см. выше) и «социальная роль».

?Ролевые теории личности?

Изучение личности начинается с определения ее статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупность социальной ситуации развития, как объект взаимодействия различных социальных структур и исторических процессов. Однако уже при изучении статуса личности обнаруживается, что по мере ее формирования и развития возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса.

Субъект деятельности - личность – характеризуется т. или и. правами и обязанностями, которые общество ей приписывает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Социальная роль (И.С.Кон) – «функция, нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию… Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не завися от сознания и поведения конкретного индивида; они даются ему как нечто внешнее более или менее обязательное; субъектом их является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа». Именно поэтому ролевое поведение личности можно понять лишь в связи в более общими социальными структурами, к которым относится данная социальная группа.

Ролевое поведение личности и ее отношение к группе следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь социологическим. Е.С. Кузьмин «роль может оцениваться в социальной, соц-психологической и психологической системах. Роль в социальном плане – это скорее объективный результат и социальная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в социально-психологическом смысле – это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении рол, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотнесение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т.п. Все эти ЦО, нормы существенно зависят от динамики ролей и наоборот. Роль в психологическом плане – это соответствие качеств индивида и выполняемой роли».

Процесс социализации личности, институты социализации.

Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимо­действовать с другими людьми.

Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности".

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социали­зации являются: целенаправленное воспитание, обучение и слу­чайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определен­ных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно пере­ходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него сущест­вуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребно­сти, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребен­ка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущерб­ной, деформированной, пассивной личности. Активность ре­бенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сфор­мируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, та­ких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (на­пример, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить из­менение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С.Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие" (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоцио­нальная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.

Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо спе­циальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ре­бенка со знаками, универсальным выражением которых являет­ся слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Например, слово "окно" замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. "расшифровывает" значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Выс­шие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается соци­альными процессами, так и формирование и развитие личности

не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляет­ся, как минимум, посредством двух процессов:

— социализации;

— саморазвития, саморазвертывания личности. Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регулято­ры (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребен­ку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько рефе­рентных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве чело­века, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутри личностному конфликту, но может стать причиной того, что че­ловек задумается, будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может суще­ственно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет назы­ваться социализацией.

Социализация начинается с воздействий на индивида, посколь­ку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отно­шений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Сталин), реф­лексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но мо­гут составлять основу развития личности.

Таким образом, соотношение понятий "социализация" и "раз­витие личности" может быть представлено так же, как и соотно­шение понятий "социализация" и "развитие психики" (рис. 20). При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психи­ки основано на процессах созревания, биологических законах "раз­вертывания" программ поведения, а развитие личности вне со­циальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социа­лизации.

Феномены, механизмы и направления социализации. Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориента­ции социальной среды, в которой он функционирует. Социа­лизацию можно рассматривать как тройственный процесс адап­тации, развития личности и отказ от наивных детских представ­лений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включа­ет ряд процессов.

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с дру­гом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на лич­ность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивиду­ального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является куль­тура.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое­ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень ус­тойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дру­жеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Основными институтами социализации являются: семья, до­школьные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представ­ляют собой общности людей, в которых протекает процесс со­циализации человека.

Существует несколько социально-психологических механиз­мов социализации:

1) идентификация — это отождествление индивида с некото­рыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнооб­разные нормы, отношения и формы поведения, которые свойст­венны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация — процесс приобретения индивидом психи­ческих особенностей и поведения, характерных для представи­телей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения ин­дивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических со­стояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние по­ведения одних людей на деятельность других, в результате кото­рого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее ("фа­силитация" означает "облегчение");

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с ок­ружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) идентификация — усвоение детьми родительского поведе­ния, установок и ценностей как своих собственных;

3) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

4) чувство вины — переживание разоблачения и позора, свя­занное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и ви­на — негативные механизмы, запрещающие или подавляю­щие определенное поведение.

Основные направления социализации соответствуют ключе­вым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмо­ционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоцио­нально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружаю­щий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться;

как эффективно участвовать в межличностном общении и со­вместной деятельности.

В западной психологии проблема социализации разрабатыва­ется преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация — это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального ин­дивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межлично­стного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.

С позиций отечественной психологии, социализация харак­теризуется: как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в резуль­тате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая са­мосознание и активную жизненную позицию.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ.

Компоненты теории личности: структура, верифицируемость, эвристичность, категориальный аппарат, патология, здоровье, терапия.

1. Структура личности

Основным признаком любой теории личности являются структурные концеп­ции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти ста­бильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков чело­веческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипоте­тичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных при­меров структурных концепций — это концепция черт личности. Черта рассмат­ривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определен­ным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с опре­делениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности — импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изу­чения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помо­щи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очер­ченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обоб­щенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чер­тами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность — непременно либо одно, либо другое.

Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей. Предложенное Фрейдом разде­ление личности на три уровня — ид, эго и суперэго является иллюстрацией нео­бычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, на­оборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набо­ром составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная выдающимся теоре­тиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.

Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизмен­ные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, приро­да ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключе­вым компонентом во всех теориях личности.

4. Психопатология

Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функцио­нировать в нем. На самом деле, каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология — изучение и объяснение причин ненормального функционирования — является центральной темой этого компонента теории личности.

Необходимость объяснения причин патологического поведения привела к раз- :

витию различных подходов. Например, теоретики, придерживающиеся психоди- ;

намической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в ;

детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Сами ;. эти конфликты возникают в результате одновременного существования противо- i речивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к разви­тию болезненных симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и

человек не понимает, что же послужило причиной появления симптомов, послед­ние усиливаются, тем самым усугубляя страдания. Бихевиоральное направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Ученые, стоящие на подобных позициях, полагают: чтобы объяснить ненормальное поведение, нет необходимости в построении гипотез и тщательном исследовании глубинных, недоступных наблюдению механизмов. Вместо этого следует проанализировать, как произошло научение отклоняющемуся поведению в прошлом и благодаря каким обстоятельствам окружения индивидуума это поведение сохранилось в настоящем.

Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей — как нормальное, так и ненормальное — несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения. Приверженцы социокультурной модели психической патологии утверждают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном взаимодействии, могут вызывать и поддерживать патологические формы поведения.

Необходимость анализа причин психических расстройств привела за относи­тельно короткую историю теории личности к появлению множества различных подходов. Те из них, что приведены в этой книге, рассматривают не только причины появления отклоняющегося от нормы поведения, но также предлагают принципы лечения. Важно признать, однако, что полная теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.

5. Психическое здоровье

Пытаясь учесть многообразие аспектов поведения человека, надежная теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. Вопрос состо­ит в том, что именно входит в понятие здорового образа жизни. Поставленный теоретиками личности, он является важным компонентом их наиболее общих концептуальных моделей. Дуэйн Шульц задавался этим вопросом: «Многие пси­хологи думают, что первостепенной задачей психологии должно быть изучение здоровой личности; какая другая дисциплина исследует обстоятельства жизни? Какая сущность обладает большим могуществом в изменении мира к лучшему или к худшему, чем личность? И что оказывает большее влияние на содержание нашей жизни, чем уровень психического здоровья, с которым мы подходим к нашим проблемам?» [Schultz, 1977, р.5].

В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего склады­вается психологическое благополучие. Например, Фрейд полагал, что функцио­нирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. И, хотя этот критерий психического здоровья может на первый взгляд показаться слишком глобальным и неспецифичным, при более внимательном рассмотрении здесь

напрашиваются важные выводы. Так, согласно Фрейду, способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отра­жалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спект­ром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений.

Психическое здоровье можно также определить в терминах теории социально­го научения. Например, Бандура уделяет особое внимание понятиям, отражаю­щим нашу способность удовлетворять требованиям жизни [Bandura, 1982]. В его понимании самоэффективность, или осознание собственной способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является важнейшей особенностью приспособления. Более того, Бандура утверждает, что люди, оценивающие сами себя как сильных личностей, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше усилий и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.

Некоторые персонологи уделяют большое внимание созданию психологиче­ского портрета здоровой личности и основных составляющих здорового образа жизни. Наиболее очевидная иллюстрация в этом случае — теория самоактуали­зации Маслоу, базирующаяся на иерархии потребностей. По Маслоу [Mas-low, 1987], для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потреб­ности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее «человеческим» (в истине и красоте). Маслоу также изучал людей с реализованной потребностью в самоактуализации и сформулировал результаты своих наблюдений в терминах личностного профиля, куда вошли такие качества, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других.

Бесспорно, критерии оценки психического здоровья — центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности. Подавляющее большинство теорий, которые мы будем обсуждать, содержат обоснования и предложения отно­сительно понятия психологической зрелости.

б. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия

Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания при­чин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предла­гают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Шестой и последний вопрос имеет решающее значение для теоретических рассуждении о личности. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать про­явления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.

Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клиниче­ские, или консультативные, аспекты. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что мы наблюдаем почти столько же терапевтических направлений, сколько существу­ет самих теорий. Различия между ними заключаются не только в методах лечения,

но также и во взглядах их создателей на личность в целом. На одном полюсе находится психодинамическая теория, придающая первостепенное значение нео­сознанным конфликтам и опыту научения в детстве, рассматриваемым как доми­нирующие факторы в контроле поведения. Поэтому психодинамическая модель терапевтического воздействия фокусируется на том, чтобы оказывать людям по­мощь в выявлении вытесненных из сознания причин и источников конфликтов детского возраста, а также в понимании того, как эти конфликты влияют на их жизнь в зрелости. На другом полюсе лежит бихевиористская теория, придержива­ющаяся того взгляда, что поведение в значительной степени обусловлено жиз­ненными событиями и окружающей средой. Теоретики, стоящие на этих позициях, предполагают, что люди с нарушенной адаптацией или в свое время не смогли на­учиться навыкам, необходимым для того, чтобы соответствовать требованиям по­вседневной жизни, или приобрели недостаточные или дефектные навыки, которые закрепились у них под воздействием некоторых форм подкрепления. Соответ­ственно, бихевиоральный подход к лечению ставит задачу помочь людям обучить­ся новым формам поведения вместо старых, дефектных или избавить их от недо­статочно адаптивных поведенческих реакций.

С помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность переоценить и изменить многие аспекты своей личности и поведения: представле­ние о себе, стиль межличностных отношений, познавательные процессы, эмоцио­нальные реакции, ценности, жизненные цели, способы структурирования време­ни—и это далеко не полный перечень. В свою очередь, тщательное изучение личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых могут быть модифицированы нежелательные формы поведения, так чтобы данный инди­видуум мог перейти к более эффективным способам функционирования.

Существует множество различных теоретических подходов к пониманию лич­ности. Несмотря на все их разнообразие, теории личности имеют общую концеп­туальную основу, каркас, состоящий из шести основных блоков: структура, моти­вация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигае­мых теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит нам об основном содержании данной теории личности. Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее общие перспективы каждой теорети­ческой позиции.

Критерии оценки теории личности.

Верифицируемость

По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее по­ложения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы со­держащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком изложении теории ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в формальном исследовании. вторыми, третьими и далее. Первой ступенью в обосновании гипотезы будет подбор соответствующей группы субъектов для прове­дения исследования. При всем многообра­зии возможностей необходимо отметить следующий момент: хорошая теория долж­на вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена тео­рия, тем легче выполнить это условие.

Тем не менее, хорошая теория должна содержать проверя­емые гипотезы о взаимосвязях между феноменами. Теория, которую невозможно подтвердить или опровергнуть, — это плохая теория. Она оказывается бесполез­ной для любой практической цели.

Эвристическая ценность

Наши рекомендации