Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов

Конфликтология

Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов

Классификации конфликтов. Динамика конфликта.

Стили поведения людей в конфликтных ситуациях.

Внутриличностный конфликт. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликов.

Особенности конфликтов в организации. Причины, профилактика, регулирование.

Семейные конфликты. Конфликт между супругами. Конфликт между родителями и детьми.

Принципы профилактики конфликтов и разрешения конфликтов.

Конфликтология

Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ ОБУСЛОВЛЕНО ДЕЙСТВИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП ФАКТОРОВ И ПРИЧИН:

·  объективных;

·  организационно-управленческих;

·  социально-психологических;

·  личностных

1. Объективные причины конфликтов

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. В основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного конфликта, который был или не был бы как-то обусловлен объективным и субъективным фактором.

Объективные причины конфликтов:

• естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

• слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий;

• недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

• образ жизни многих россиян (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей);

• достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, способствующие возникновению конфликтов.

2. Организационно-управленческие причины конфликтов

• Структурно-организационные причины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

• Функционально-организационные причины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей).

• Личностно-функциональные причины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

• Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости — 33%, из-за неправильного подбора кадров — 15%, то есть вышеперечисленные факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.

3. Социально-психологические причины конфликтов

• естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

• конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);

• потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);

• разбалансированное ролевое взаимодействие людей (перекрестные трансакции Родитель — Взрослый — Ребенок по Э. Берну);

• выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: 1) сравнение с идеальным положением дел; 2) требование к данной деятельности по нормативам; 3) степень достижения цели деятельности; 4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; 5) сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом, оценивая других людей, мы используем способы 1—4, оценивая же себя — 4 и 5);

• разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых мудрецах и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей);

• концепция депривации Е. Вятра (польского исследователя): состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности, работает случай условной депривации, впервые описанный французом А. де Токвилем в классической работе «Старый порядок и революция в ХIХ в.»: «Революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче, и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения»;

• стремление больше брать, чем отдавать;

• стремление к власти;

• психологическая несовместимость.

4. Личностные причины конфликтов

Отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивости).

• субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое);

• к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения;

• низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ

Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность, как оппонентов, так и социального окружения, разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям.

Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.

Общие конструктивные функции конфликта:

• устранение противоречия в функционировании коллектива;

• создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);

• социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;

• создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;

• установление неформальной иерархии в группе или обществе;

• более глубокое познание участниками конфликта друг друга;

• снятие синдрома покорности у подчиненных.

Конструктивные функции конфликта на личностном уровне:

• познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;

• самопознание и коррекция самооценки;

• ослабление психической напряженности;

• способствование развитию личности;

• адаптация и социализация индивидов в группе;

• способ самоутверждения и самореализации;

• возможность избавиться от проблем, развитие личности.

Деструктивные функции конфликта на общем уровне:

• большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;

• значительное ухудшение настроения участников, возможно, болезни;

• насилие и гибель людей;

• разрушение межличностных отношений;

• нарушение системы отношений;

• увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата;

• ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;

• представление о побежденных группах и людях как о врагах;

• снижение сплоченности группы.

Деструктивные функции конфликта на личностном уровне:

• ухудшение качества индивидуальной деятельности;

• разочарование в своих способностях, снижение самооценки;

• способствование социальной пассивности личности;

• потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.;

• разрушение целостности личности.

Кроме формы влияния, конфликт может иметь явные и латентные последствия, что позволяет также выделить явные и латентные функции конфликта: явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) функции — такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.

Наши рекомендации