Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

В качестве практических проб для определения типа латеральных предпоч­тений психологом образования могут быть использованы следующие проце­дуры определения моторных и сенсорных предпочтений:

1. Исследование предпочтений той или иной руки в пробах:

□ переплетение пальцев рук (кистевая проба) — большой палец ведущей руки будет находиться сверху;

□ поза Наполеона (для детей старше 7 лет) — кисть ведущей руки будет находиться сверху;

О проба «Телефонная трубка» (определяется рука, которая потянется к те­лефонной трубке, лежащей строго по средней линии);

О проба «Посмотри в подзорную трубу (калейдоскоп)» (проводится и оце­нивается аналогично предыдущей пробе, только ребенку дается сверну­тая из листа бумаги подзорная труба).

2. Исследование предпочтений той или иной ноги в пробах:

□ проба «Попрыгай на одной ноге» (определяется нога, с которой ребенок начинает прыгать, а также качество прыжков на обеих ногах — на ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей);

□ проба «Ударь мяч» — активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей

3. Исследование сенсорных предпочтений:

□ проба «Телефонная трубка» (для прислушивания используется ведущее ухо);

□ проба «Подзорная труба» (для рассматривания какой-либо выделенной точки пространства используется ведущий глаз).

В систему оценки специфики латеральных предпочтений, предлагаемой aвторами, осознанно не были включены общеизвестные мануальные пробы: какой рукой ребенок держит ложку при еде, рисует, чистит зубы и т. п. Подобные пробы могут характеризовать социально приемлемые и социально одобряемые навыки, которые формируются в процессе в процессе присвоения социально-культурного опыта , и не отражать генетически «запрограммированную» специфику формирования пространственно-функциональной организации мозговых систем.

Ориентировочная оценка.Наличие более двух-трех неправосторонних пред­почтений будет свидетельствовать (чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодей­ствий, что можно рассматривать, с точки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития [94; 104; 108]. Это важно учитывать и при работе с детьми с вариантами парциаль­ной несформированности когнитивного и регуляторного компонентов позна­вательной деятельности, и при вариантах дисгармоничного развития, в осо­бенности интропунитивного типа, в частности, при наличии у детей этого варианта отклоняющегося развития соматических и психосоматических проявлений.

Замечание.Демонстрация одного-двух левосторонних предпочтений в про­бах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно право­сторонними предпочтениями, то есть «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок.

Оценка сформированности базовых составляющих психического развития ребенка

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Такая оценка может быть произведена на следующих уровнях:

– произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности;

– произвольная регуляция (произвольность) психических процессов и функций;

– сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом.

Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности

При углубленном исследовании произвольной регуляции движений необ­ходимо последовательно оценить:

Ø Возможность совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела в соответствии с заданной инструкцией (одновременное расслабление-напряжение обеих рук или ног, отдельных конечностей; попеременные движения конечностями, например, сгибание-разгибание руки или ноги, другие движения по речевой инструкции или по показу).

Ø Возможность произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы) в направлении от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног. При исследовании особенностей и ка­чества произвольной регуляции и удержания двигательных программ удобно использовать известные нейропсихологические пробы для кистей рук и пальцев.

Ø Оценка возможности регуляции силы мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое».

Ø Следует отметить, что подобное детальное исследование сформированности произвольной двигательной активности ребенка адекватно и оправдано в условиях «простроения» конкретной коррекционной программы по формиро­ванию произвольной регуляции. В реальной диагностической практике исследования, в первую очередь, сформированности познавательной деятельности в целом, возможно «редуцирование» оценки до исследования произвольной регуляции моторики рук, в отдельных случаях — моторики рук и мимической мускулатуры.

Примечание.Чрезвычайно важным в этой части обследования является по­ложение специалиста и ребенка за столом. Взрослый и ребенок должны сидеть рядом (ребенок может сидеть как справа, так и слева от специалиста), а не друг напротив друга. Тем самым ребенку нет необходимости «перешифровывать» движения рук взрослого (правой или левой).

Наши рекомендации