Психологическая подготовка специалистов – спасателей. Профилактика негативных последствий профессионального стресса
Одним из важных направлений профилактики негативных последствий профессионального стресса является система психологической подготовки. Психологическая подготовка позволяет выработать необходимое для работы в экстремальных условиях понимание механизмов влияния на психику человека этих условий, возможные риски для психического здоровья специалиста. Кроме того, психологическая подготовка позволяет сформировать умения и навыки работы с людьми, пострадавшими в результате ЧС. Психологическая подготовка спасателей делится на несколько видов:
- психологическая подготовка в рамках повышения классности;
- психологическая подготовка в рамках служебной подготовки;
- включение элементов психологической подготовки при проведении учений.
Психологическая подготовка в рамках служебной подготовки направлена на актуализацию, совершенствование и поддержание знаний специалистов в области психологии на уровне их квалификации.
Психологическая подготовка в рамках проведения учений направлена на отработку навыков оказания помощи пострадавшим в ЧС.
Психологическая подготовка в рамках повышения классности направлена на формирование и развитие профессионально-важных качеств, а так же на овладение психологической составляющей профессиональной деятельности специалистов.
Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.
В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).
Система требований профессии к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате анализа психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основные требования, предъявляемые профессией к психологическим и физиологическим качествам человека.
Несмотря на некоторые различия в психограммах спасателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, объединяющих эти психограммы. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:
1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т. п.);
2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; внимание характеризуется необходимостью большого объема, быстрого переключения и распределения в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации;
3. Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.
5. Социально-психологические качества: умение работать в команде.
Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.
Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.
Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.
Высокоуспешным спасателям свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.
С повышением классности у спасателей отмечается отчетливая тенденция к усилению таких качеств, как: низкий уровень тревоги, высокий уровень коммуникативности и эмпатии, настойчивость, целеустремленность, способность контролировать собственное поведение в трудных ситуациях. Кроме того, им свойственны такие черты характера, как жизненный оптимизм, умение планировать свои действия, а так же легкость принятия решения в ситуации выбора.