Правосознание и правомерное поведение личности
При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками:
1) иметь социальную, общественную значимость;
2) регулироваться сознанием человека, их совершающего;
3) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом;
4) иметь правовые последствия.
Действия людей, содержащие указанные признаки, являются правовыми. Действия людей подразделяются на правомерные и противоправные.
Правомерное поведение субъекта, которое соответствует требованиям правовых норм, а именно:
1) совпадает с требованиями норм права;
2) не противоречит им;
3) соответствует правовым предписаниям.
Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее:
1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;
2) добровольность его совершения со стороны субъекта;
3) массовость соблюдения правовых норм в обществе.
Правомерное поведение – общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества.
Социальная основа правомерного поведения -
общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Классификация правомерного поведения:
1) по степени реализации правовых норм: а активное;
б пассивное;
2) по отраслям права:
а) конституционно-правомерное;
б) уголовно-правомерное;
в) финансово-правомерное;
г) административно-правомерное и т. д.;
3) исходя из мотивов правомерного поведения выделяют:
а) социально активное правомерное поведение – основанное на убеждении, зрелост и личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;
б) привычное правомерное поведение – основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;
в) конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;
г) маргинальное правомерное поведение – характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д.
Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе.
Противоправное поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер.
Всякое противоправное поведение, как правило, является и противонравственным.
Психологические процессы и их роль в проф. деят. Юриста
Психологические состояния и их характеристики
Свойства личности
Личность — человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
Подходы к изучению личности:
биологический — личность изучается с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их явления на поведенческие и социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные свойства личности передаются по наследству;
экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении;
социальный — изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается как часть общества;
гуманистический — в основе изучения — ведение в каждом человеке личности — ее духовное начало, исследуется ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.
Формирование личности по мнению ряда ученых, происходит уже к 4-му месяцу жизни ребенка, когда появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему сигналы в виде положительных (улыбка) или отрицательных (выражение тревожности) реакции при восприятии им окружающих людей.
Но активное формирование у ребенка своего "Я" происходит приблизительно
с трех лет.
Кроме того, выделяются наиболее заметные периода в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формирование его личности:
ранний детский возраст;
детство;
отрочество;
юность;
зрелость;
старость
Критерии оценки личности:
оценка личности окружающими его людьми;
социальный статус;
уровень притязаний личности;
самоуважение личности.
Психологи выделяют различные типы личности, в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств. Одни из них имеют в своей основе свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека.
Так, К.Юнг предложил следующую типологию личности:
интроверты — личность ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир;
экстраверты — личность ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие объекты.