Выполнение практических заданий
1. Влияние стиля и характера педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения учащихся.
Задание 1
Анализ влияния стиля общения педагога на психологический климат в классе. С этой целью проанализировать отрывок из произведения В.Крапивина «Журавлёнок и молнии». Какой стиль общения преобладает у педагога Маргариты Васильевны? Оцените характер его влияния на психологический климат в классе.
-«За окнами набухало пасмурным светом октябрьское утро, но в классе ещё горели лампы. Журка стоял у доски и рассказывал о негритянских волнениях в Алабаме. Он говорил о пожарах и стрельбе, но слушали не все. Кое-кто дремал, потому что недоспал, торопясь на политинформацию. Кое-кто украдкой, чтобы не увидела Маргарита Васильевна, готовил английский. Ну и ладно, они, по крайней мере, не мешали. А Толька Бердышев, вздрагивая пухлыми щеками, стрелял пшеном из стеклянной трубки. И, как нарочно, по тем, кто слушал.
- Кончал бы ты, Бердышев, - сказал, наконец, Журка.
Тот быстро убрал трубку. А Маргарита Васильевна, сидевшая на первой парте, обернулась:
- В чём дело, Бердышев?
- Ни в чём, - сказал Толька и захлопал белыми ресницами.
- Журавин, в чём дело?
Журка смешался. Получилось, что он наябедничал. Но Иринка бесстрашно сказала со своей парты:
- Он крупой плюётся, дубина такая. Сам не слушает и другим не даёт…
- А чего тут слушать? Это по телеку тыщу раз говорили.
- Да ты по телеку только мультики да хоккей смотришь, - сказал Сашка Лавенков и запихнул в парту учебник английского языка.
- Нет, ещё передачу «Для вас, малыши» - вставил Борька.
- Ну-ка, прекратите, - потребовала Маргарита Васильевна. –Журавин, продолжай. Он, кстати, очень интересно рассказывает, добавила она и незаметно зевнула».
2. Коммуникативные приёмы педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы воздействий педагога.
Задание 2
Определение характера педагогических воздействий. В следующих ситуациях выберите наиболее приемлемое для вас решение. Оцените, какой группе воздействий вы отдаёте предпочтение: репрессивным, пассивным или конструктивным?
Ситуация 1
Ученик успешно ответил у доски, получил высшую оценку, но затем учитель заметил у него шпаргалку. Как поступить учителю?
Варианты решений:
1)забрать шпаргалку и исправить оценку;
2)сделать вид, что не заметил шпаргалки;
3)пристыдить, но оценку не менять;
4)похвалить за хорошо подготовленную шпаргалку;
5)сказать, что эта оценка не будет учитываться при подведении итогов четверти, что её нужно подтвердить;
6)выразить сожаление, что не заметили шпаргалки, но оценки не
менять;
7)выразить сожаление по поводу того, что ученик не мог
самостоятельно, без помощи шпаргалки так же хорошо ответить.
Ситуация 2
Ученик замучил учителя вопросами. Он задаёт каверзные вопросы, пытаясь поймать учителя на неумении ответить на них, на недостатке знаний, эрудиции. На очередной вопрос учитель не может сразу ответить. Как поступить учителю?
Варианты решений:
1)не отвечать на вопросы ученика;
2)предложить ответить на вопрос на следующем занятии;
3)признаться в отсутствии мгновенного ответа на вопрос, обещать подумать над ним;
4)предложить всему классу ответить на данный вопрос и пообещать спросить о решении в следующий раз;
5)отчитать ученика за вопрос не по теме, не по существу и не отвечать на него;
6)шуткой уйти от ответа, по возможности в следующий раз к нему вернуться;
7)похвалить ученика за хороший вопрос и пообещать обсудить его при наличии времени.
Ситуация 3
Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-ом классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите? Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное. Какова реакция учителя?
Варианты решений:
1)выяснить причину такого поведения ученицы;
2)указать на некорректность отношения ученицы к учителю, попросить подойти после урока для объяснений;
3)проигнорировать слова ученицы и обратиться с тем же вопросом к кому-либо другому;
4)поставить «2»;
5)не акцентировать внимание класса на данной ситуации, после урока попытаться выяснить у ученицы, что помешало ей ответить на вопрос;
6)спокойно пошутить: «Оленька! К чему такие эмоции. Я не ожидала, что мой невинный вопрос тебя так заденет»;
7)предложить письменно ответить на данный вопрос.
Ситуация 4
Учитель объявляет тему урока в 10-м классе и собирается записать её на доске, но, оказывается, что мел не пишет. При более внимательном рассмотрении оказалось, что вместо мела у него в руках покрашенный деревянный брусок. Что предпринять учителю?
Варианты решений:
1)возмутиться и отказаться записывать на доске тему урока, необходимые пояснения диктовать устно;
2)начать выяснять, кто это сделал, чтобы наказать виновного;
3)посмеяться остроумной шутке и предложить дежурному принести нормальный мел;
4)изменить форму проведения урока, исключив объяснение на доске, и предложить через некоторое время кому-либо из учеников ответить письменно на доске;
5)дать проверочную письменную работу;
6)не акцентировать внимание на ситуации и предложить принести другой кусок мела.
3. Знакомство с психодиагностическими методиками, направленными на выявление индивидуальных коммуникативных способностей студентов.
4. Стереотипы и установки учителя по отношению к учащимся. Установки учащихся в отношении учителей. Факторы оценки учителя учащимися. Развитие умений и навыков антиципации оценочных суждений учащихся.
Ситуация
Был проведён анкетный опрос учащихся 8-х классов (127 человек) с целью выяснить, удовлетворяют ли их взаимоотношения с учителями и как это соотносится с успеваемостью по предмету.
Были получены следующие результаты. На вопрос: «Есть ли контакт между учащимися и учителями в вашем классе?», ответили:
Есть | Частично | Нет | |
Юноши (67 чел.) | 19,4 % | 70,1 % | 10,5 % |
Девушки (60чел.) | 16,6 % | 76,6 % | 6,8 % |
Большинство учащихся отмечают только частичный контакт с учителями, подчёркивая, что сложившийся контакт не полностью удовлетворяет учащихся. Неудовлетворённость касается, в основном, учебной деятельности – якобы несправедливо оцениваются их знания. (Часто это связано с завышенной самооценкой ученика). Характерно то, что в зависимости от успеваемости ученика оценивается его уровень взаимоотношений с учителем. Так, при средней успеваемости ученика наблюдается средний уровень взаимопонимания и т.д.
Вопрос. Какие выводы учителям необходимо сделать из проведённых исследований для улучшения учебно-воспитательной работы с учащимися?
Решение. Учителю необходимо:
1. Стимулировать контакты во взаимоотношениях с учащимися.
2. Больше поощрять учеников за их учебные достижения.
3. Настривать учащихся на успехи в их деятельности.
4. Учитывать индивидуальные особенности личности ученика.
5. Оценивать качество работы ученика, имея в виду его самооценку.
6. Повышать уровень взаимоотношений, взаимопонимания в целях повышения успеваемости учащихся.
7. Поддерживать «обратную связь», оценивая успехи учащихся.
Если нет взаимопонимания, то ученик «плохой» с точки зрения учителя, а с точки зрения ученика – «плохой» учитель.
Задание 3. Профессиональные стереотипы
Предполагая, что стереотип - это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, участникам предлагается на листочках дать описание: студента, психолога, преподавателя, артиста, молодого учителя – девушки, врача, продавца, директора школы.
Студенты зачитывают свои описания. После этого обсуждаются следующие вопросы:
1. Есть ли одинаковые стереотипы?
2. Если нет или да, то почему?
3. Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей?
Затем каждого участника просят подчеркнуть те качества, из написанных на листочке, которые, на его взгляд, могут соответствовать лично ему. Неподписанные листочки собираются, подчёркнутые свойства зачитываются. Студентам предлагается угадать, кто автор. После этого проводится обсуждение. Легко ли угадать, определить или понять человека, если он представлен через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение «своей характеристики»? Увидели ли вы свой образ за этим текстом?
2.5. Педагогическое воздействие в учебном и воспитательном процессе. Виды воздействия учителя на учащегося: организующие, оценивающие, дисциплинирующие. Психологическая характеристика различных форм воздействия: проявление внимания, просьба и требование, убеждение и внушение, принуждение, оценивание, юмор. Эффективность педагогического воздействия.
Задание 4. Стимулирование успеваемости
Ситуация
После проверки контрольных работ учеников 3-го класса учитель сказал:
-«Какая молодец Маша Иванова, в её работе нет ни одной ошибки, а вот у Пети Сидорова их, к сожалению, много».
Вопрос. Насколько это воздействие учителя способствует повышению успеваемости учащихся?