Одаренность, гениальность, талант
Психогенетика- это пограничная с генетикой область психологии, изучающая особенности психики, обусловленные генотипом, роль среды и наследственности в формировании индивидуальности и личности.
Проблема одаренности и гениальности - одна из наиболее интересных в науке. С ранних времен эта проблема уже занимала общество. Что такое гениальность? Гениями становятся или рождаются? Эти и многие другие вопросы, связанные с особым выражением способностей издавна занимали общество. В середине 19 века вышла нашумевшая книга "Гениальность и помешательство" (1860) Цезаря Ломброзо. В этой книге автор излагает свою теорию о природе гениальности и ее связи с умственным помешательством. "гений есть нечто вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в настоящее сумасшествие". Это исследование пробудило волну исследований природы гениальности. Самой яркой работой того периода явилось исследование, проведенное Френсисом Гальтоном. ("Наследственный гений", 1869.) Гальтон считал, что одаренность, талант, гениальность- это врожденные уровни интеллектуального поведения, присущие людям. Эти уровни можно измерить с помощью тестов и разделить всех людей по одаренности. Гальтон путем математических расчетов пришел к выводу, что частота распространения различных степеней одаренности обратно пропорциональна самим этим степеням. Научное обоснование этой точке зрения дал Вильям Штерн. Одна из наиболее ярких в генетике, посвященная проблеме одаренности, принадлежит именно В.Штерну "Умственная одаренность" (1909). Штерн считал, что одаренность имеет наследственную природу, проявляющуюся в предрасположениях- тенденциях к способности реализовать себя или систему собственных целей. Предрасположения делятся на свойства и задатки.Свойство это предрасположение неизменным способом реализовать какую-то жизненно необходимую функцию (например: способность дышать, способность мыслить, способность виртуозно исполнять музыкальное произведение.) Задаток - это скрытое предрасположение, которое направлено на будущее.
Умственная одаренность,по Штерну, есть общая способность сознательно направлять свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.Одаренность обуславливает приспособление к имеющимся условиям деятельности наилучшим образом. Признак приспособленияопределяет зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни). Этим умственная одаренность отличается от гениальности,сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. Гениальность - это способность демонстрировать выдающиеся результаты во многих или во всех деятельностях. Признак всеобщностиэтой способности отличает ее от таланта,характерная особенность которого состоит в ограничении проявления умственных способностей в одной какой-то творческой области. Для В.Штерна не составляет сомнения тот факт, что талант и гениальность имеют наследственную природу.
В современной науке существует много определений гениальности и одаренности, но все они в конечном итоге определяют гениальность, как исключительную способность к творчеству на основе высочайшего интеллекта. Обобщение многих характеристик гениальности позволило нам сформулировать следующее определение. Гениальность
- (от лат. Genius - дух) высший уровень развития способностей - как
общих (интеллектуальных), так и специальных. Гениальность выступает высшим уровнем развития одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми. Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. Однако мало иметь природное дарование.
По мнению И.Канта, гений, как высшая ступень одаренности, возможен лишь в искусстве, но не в науке или практике. В начале 20 века немецкий ученый Дж. Фребес провозглашает для гения решающим лишь разум, но никак не эмоции и чувства. Тем самым место гения переносится в науку. Высшие формы одаренности следует искать лишь в сфере чисто умственных видов труда. Со временем понятие гениальности было распространено прежде всего на психическую и личностную активность и таким образом гениальность "получила право" проявляться в самых разных сферах деятельности. Эта точка зрения нашла свое полное развитие именно в отечественной психологии. Учитывая, что гениальность это способности, она имеет наследственную природу в той степени, в какой наследуются способности, но вместе с тем, как говорил еще Гальтон "гениальность это на 10 % наследственность и на 90% -трудолюбие".
Исследование гениальности и одаренности проводилось с помощью двух основных методов: биографического (изучение особенностей жизни и творчества выдающихся людей) и близнецового (диагностика с помощью тестов интеллектуальных способностей у монозиготных близнецов).
Изучение биографий гениев всех времен и народов и интеллектуального сходства монозиготных близнецов, включая тех, кто воспитывался раздельно, приводит к неумолимому выводу: интеллект наследуется, а гениями рождаются. Это позволяет с большой уверенностью говорить о генетической природе гениальности. В исследовании природы гениальности и таланта в меньшей степени применяется близнецовый метод. Гораздо успешнее зарекомендовал себя в этом вопросе биографический метод. Именно использование этого метода позволило набрать эмпирическую базу данных для выявления закономерностей происхождения таланта и гениальности.
Первым исследователем, использовавшим этот метод для анализа гениальности, был Ф. Гальтон, Гальтон проследил генеалогию известных политиков, полководцев, литераторов, музыкантов, художников. В изученных 300 английских семьях Гальтон установил 997 выдающихся деятелей, которые находились в родстве друг с другом. Гениальность - редкость, как и ее представленность в человеческом обществе. Гальтон пришел к выводу, что пропорция великих людей к общему числу населения ограничена природой и может быть предсказана от поколения к поколению.
Подтверждение факта о наследуемости особых способностей дано в исследовании Г.Айзенка. Он изучал интеллект у детей в детских домах, куда малыши привозились сразу после рождения и находятся там долгое время. Условия в этих детских домах настолько схожи, насколько вообще это возможно: одинаковая пища, обучение, досуг, окружающие люди, книги и т.д. Однако дети проявляют такое разнообразие способностей, как и любые недетдомовские дети. Основанием считать, что талантливость и гениальность являются природно заданными, является очень раннее проявление особенных способностей у многих выдающихся людей.
Также перед нами встает проблема "вундеркинда" и ранней одаренности. Ребенок с особыми способностями называется вундеркиндом. Вундеркинд - (чудо-ребенок - нем.) высокоодаренный ребенок, проявляющий свои способности с очень раннего возраста.Высоко одаренные от рождения дети, обучаясь с детьми менее одаренными, осваивая общую для всех программу затрачивают на это чрезвычайно мало усилий.
Одаренность надо рассматривать как жизненное проявление сверхординарных индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Возрастные особенности при этом выступают своеобразной точкой отсчета для оценки качественного анализа одаренности. Сущность феномена детской одаренности проявляется в том, что соотношение норм возрастного развития и индивидуальных возможностей оказывается сдвинутым в сторону опережающего уровня способностей. Основу одаренности составляют следующие компоненты: познавательная потребность, интеллект, творческость, личностные качества. Природная основа одаренности проявляется в темпах биологического созревания и психического развития. У одаренных детей эти темпы значительно ускорены. Кроме этого одаренные дети отличаются высокой чувствительностью, восприимчивостью нервной системы.