Факторные модели интеллекта

План

  1. Понятие об интеллекте и его структуре.
  2. Характеристика факторов интеллекта
  3. Модель интеллекта Д. Гилфорда

Вопрос 1. Интеллект- (с лат.понимание, познание) в широком смысле включает все познавательные процессы, или способности. В узком – только мышление, мыслительные способности. Интеллект – это рациональное начало человека, он противопоставляется аффекту, как эмоциональному началу. Д. Векслер определяет интеллект как способность понимать мир вокруг себя и оценивать свои возможности для его изменения. М.А.Холодная дает такое определение: интеллект есть форма организации ментального (умственного) опыта субъекта. Д.В.Ушаков, автор структурно-динамической теории интеллекта,определяет интеллект как способность к мышлению, а мышление как процесс, в котором реализуется интеллект. Интеллект, являясь свойством психики как функциональной системы, сам выступает определенной структурой, которая тоже имеет свои свойства. Операциональные структуры интеллекта изучал Пиаже. Интеллект – совокупность многих психических свойств, каждое из которых должно быть обеспечено своей интеллектуальной структурой. Поэтому интеллект – это прежде всего некая общая психическая структура, сложенная из множества отдельных частных психических структур со многими свойствами, которые и принадлежат самой психике человека.

Мышление – это процесс, требующий для своего осуществления интеллекта как способности. Интеллект – система когнитивных структур, свойства которых проявляются в выполнение отдельных когнитивных действий и их схем, в обеспечении субъекту той или иной компетентности, как готовности к действию. Компетентность – это некое состояние когнитивных структур психики субъекта, обеспечиваемое наличием у данных когнитивных структур соответствующих свойств и самим фактом наличия в психике субъекта самих этих структур.

Одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить интеллект – это его многогранность. Для раскрытия структуры И. часто используется факторный подход. Факторный подход строится на следующих допущениях: интеллект – латентное свойство психическое структуры (функциональной системы) человека, которое проявляется в процессе решения жизненных задач. Оно может быть измерено, т.е. интеллект линейное свойство (одномерное или друхмерное). Множество поведенческих проявлений интеллекта всегда больше, чем множество свойств. Можно придумать много интеллектуальных задач для выявления всего лишь одного свойства. Интеллектуальные задачи объективно различаются по уровню трудности. Решение задачи может быть правильным или неправильным (или может быть как угодно близко приближаться к правильному). Любую задачу можно решить правильно за бесконечно большое время. Факторный подход предполагает также использование квазиизмерительной процедуры: чем труднее задача, тем более высокий интеллект требуется для ее решения. Подразумевается также, что распределение людей по уровню интеллекта, как большинство биологических и социальных признаков, подчиняется закону нормального распределения. Средний интеллект – это решение задачи средней трудности с вероятностью 50 % или за «среднее» время. В.Н.Дружинин считает, что «идеальный интеллектуал» (субъект, обладающий «идеальным интеллектом») – это человек, способный правильно и в одиночку решить в уме, без внешних поведенческих проб задачу произвольно большой сложности, изобретенную и корректно сформулированную другим человеком, за бесконечно малое время, невзирая на внутренние внешние помехи. (Поддъяков А.Н. Методологический анализ парадигм конкуренции в обучении. М., 2006. С. 78.)

Факторный анализ это статистический метод, разработанный для определения источника изменений в измерениях корреляции. Экспериментальное исследование проводится с помощью батареи тестов, каждый из которых может измерять один конкретный атрибут интеллекта: рассуждение, математические способности, пространственные способности, или запас слов. Тестирование проводится на большой репрезентативной выборке. Факторный анализ результатов теста предусматривает измерение корреляции между всеми подшклалами и затем определение факторов, лежащих в основе индивидуальных особенностей при выполнении теста.

Факторные модели бывают априорные, которые строятся на некоторых теоретических предпосылках, и апостериорные, которые являются результатом теоретической интерпретации эмпирических данных. (примером первого типа является модель Гилфорда, а второго - Спирмена). А также одноуровневые, пространственные и многоуровневые, иерархические. (Гилфорд – пространственная, Спирмен, Кеттелл – иерархическая).

Наиболее ранняя модель предложена Чарльзом Спирменом. Он предполагал, что И. состоит из G-фактора или общего фактора и S - факторов или набора конкретных факторов, участвующих в отдельных умственных способностях. В модели S высокие способности к одним факторам сочетаются с плохими способностями к другим. Терстоун предлагает представлять интеллект как совокупность нескольких факторов, которые он назвал «первичные умственные способности».

Иерархическая модель Р.Кэттелла включает два подфактора общего интеллекта: «подвижные (текучие) способности, другими словами «связанный интеллект» и «кристаллизованные» способности, «связанный интеллект.Свободный интеллект – понимание абстрактных и иногда новых отношений, индуктивные рассуждения, аналогии и тесты на завершение последовательности. Связанный интеллект – накопление знаний, вербальные способности и общая информированность.

Роберт Стернберг из Иельского университета утверждает, что факторный анализ вызывает возражения по следующим соображениям: Метод факторного анализа слабо связан с мыслительными процессами. Приемы и модели факторного анализа трудно испытать путем сопоставления друг с другом. Стремление понять интеллект, исходя из его индивидуальных различий, индивидуальных способностей проявления. Когнтитивные психологи предлагают информационные модели.

А.В.Брушлинский критиковал факторный анализ с позиции принципа недизъюнктивности психики.

Вопрос 2. Характеристика факторов интеллекта.

Название фактора Тесты, его выявляющие
Скорость восприятия Тесты: корректурная проба, поиск заданных чисел и слов среди сходных.
Пространственная визуализация Требуют мысленного преобразования, вращения в пространстве определенной конфигурации или ее частей.
Индукция Продолжить числовой и буквенный ряд; Подобрать недостающие элемен ты в матрице теста Ровена и т.п.
Скорость восприятия неясных или неполных изображений  
Арифметический фактор  
Словесная флюэнтность Подбор слов по формальному признаку
Идеационнаяфлюэнтность Высказать побольше идей, названий, способов употребления вещей.
Дедукция Тест «Силлогизмы», необходимо определить, какой из выводов не противоречит данным утверждениям.

Вопрос 3.Гилфордом была построена трехмерная модель структуры интеллекта – так называемый куб Гилфорда (напоминающий кубик Рубика). По своей структуре модель основывается на схеме: стимул - операция – реакция. Место стимула занимает содержание, под «операцией» понимается умственный процесс, а под « реакцией» - результат применения операции к материалу. Причем факторы в модели независимы. Можно сделать вывод, что модель является трехмерной.

ОперациюДж.Гилфорд понимает как психический процесс: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание.Познание – обнаружение, узнавание, осознание, понимание информации. Память- запоминание, сохранение и накопление информации.Конвергентное мышление – процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Под этим решением понимается решение, которое является «правильным» в общепринятом понимании этого слова, т.е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры. Например, в тесте социального интеллекта Дж. Гилфорда в качестве продолжения ситуации одни американцы, в основном, выбирают вариант А, а россияне – вариант Б. Именно эти ответы являются типичными, «правильными» для этих культур. Дивергентное мышление –процесс создания оригинальных и необычных идей с помощью много вариантного поиска решения проблемы. Оценивание – вынесение суждения и оценка имеющейся информации или полученного результата по определенным критериям.

Содержание задачи,по Дж. Гилфорду, является особенностями материала или информации, с которой производится операция, изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение. Этот параметр состоит из четырех основных типов содержания информации, с которыми имеет дело наш интеллект. Образное содержание состоит из информации в конкретной образной форме (зрительной, слуховой и т.п.).Символическое содержаниевключает в себя информацию в виде знаков, обозначающих что-либо: числа, музыкальные ноты, шифровальные коды и т.д. Семантическое содержание – информация, состоящая из идей, мыслей и понятий, и передаваемая обычно с помощью слов. Поведенческое содержание– информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.

Результаты– форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В результате интеллектуальной обработки мы организуем информацию по шести основным типам: Единицы – относительно самостоятельные элементы информации или сведения, носящие единичный характер. Классы– совокупность различной информации, собранной вместе в силу ее какого-нибудь общего свойства. Отношения– непосредственно характер связей и отношения между объектами и к единицам информации. Системы– совокупность объектов или элементов информации, имеющих общие свойства и определенный характер связей между собой. Трансформации– любые изменения информации, ее преобразования, модификации и т.п. Трансформации, предполагающие изменение под необычным углом привычной информации.объектов, материалов, ситуаций и т.п., являются особенно характерными для творческих людей. Импликации– объекты.явления и информация, выходящие за пределы имеющихся объектов, явлений и информацией, но связанные с ними и предполагаемые ими. Каждый фактор в модели Дж.Гилфорда получается в результате сочетаний категорий трех измерений интеллекта. Категории сочетаются механически, название факторов условны. Всего в классификационной схеме Гилфорда 5х4х6 = 120 факторов. Дж. Гилфорд создал уникальную модель структуры интеллекта, которую многие психологи сочли несколько искусственной. Гилфорд на это отвечал, что «как много дорог вело в Рим, так и много дорог ведет к пониманию интеллекта» и что « каждый подход дополняет предыдущие, позволяя подойти с еще одной стороны». Его кубообразная модель структуры интеллекта обладает высокой прогностичностью и технологичностью, позволяя « открывать» новые интеллектуальные способности, создавать психологические тесты и развивающие программы.

На основе этой модели, в частности, были созданы знаменитые тест Е.Торренса и развивающие программы Дж. Рензулли. Модель структуры интеллекта является классификационной системой, имеющих три основных измерения и 120 различных интеллектуальных способностей. Все способности разбиваются на основные группы соответственно этим измерениям: типам интеллектуальных операций, типам содержания, типам полученных результатов. Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связанное с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, есть основание творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Недостатком модели Гилфорда есть несоответствие результатам многофакторно-аналитических исследований. В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики – весьма затруднительным и громоздким. Вероятно, именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков. В современных теориях интеллекта, в частности – в теории Р. Стернберга, можно заметить своего рода перекличку с идеями Гилфорда. Практики же в основном предпочитают пользоваться «старыми, добрыми» тестами, зачастую даже не задумываясь о предмете измерения.

Вопросы к зачету:

1. Определение когнитивного развития, его показатели. Принцип ЭУС.

  1. Теории когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
  2. Социально-психологическая концепция развития интеллекта
  3. Индивидуальные различия в когнитивном развитии. Стили мышления и когнитивные стили.

5. Особенности интуитивного логического мышления.

Структура рефлексивного логического мышления.

6. Понятие как предмет рефлексии.

7. Таксономии приемов рефлексивного логического мышления.

8. Упражнения для развития рефлексивного логического мышления.

  1. Творческая активность и деятельность.
  2. Творчество и творческая личность.
  3. Творческие способности и интеллект.
  4. Модель креативности Д.Гилфорда.

13. Методы изучения креативности.

  1. Понятие об интеллекте и его структуре.
  2. Характеристика факторов интеллекта
  3. Модель интеллекта Д. Гилфорда

Основная литература

Наши рекомендации