Психологическая характеристика памяти: понятие, процессы, виды, факторы эффективного запоминания
Понятие памяти.Все мы обладаем способностью «носить» постоянно с собой свой жизненный опыт, знания, умения и навыки, сформированные представления о мире, о других людях, о самом себе. Благодаря этой способности мы храним информацию, которая не только поступает к нам из внешнего мира, но и является продуктом нашего осмысления. Описанная способность составляет содержание понятия «память».
С учетом сказанного выделим следующие функции памяти:
· запечатление, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом;
установление связи всего жизненного опыта человека, обеспечивая тем самым единство и целостность формирования и развития личности и её самосознания. Установление этой связи и преемственности – не менее важная сторона памяти, чем способность запечатлевать какую-либо конкретную информацию.
· формирование установки по отношению к самому себе как целостному и устойчивому феномену, когда каждый остается самим собой в различных, даже иногда противоречивых жизненных ситуациях;
· формирование истории жизненного пути конкретного индивида. Следствием этой функции памяти выступает формирование личности как автора своего психологического времени, в контексте чего у каждого индивида формируется свое представление о прошлом, настоящем и будущем.
Сделаем вывод. Восприятие окружающего мира и самого себя у каждого человека связано с историей его жизненного пути, преемственность и связь событий которого осуществляет память. Если память по каким-либо причинам не сможет осуществить эту функцию, то человек может потерять себя в качестве целостной личности, помня, допустим, не всю свою жизнь, а лишь разрозненные, не связанные друг с другом её фрагменты.
С учетом отмеченных особенностей раскроем процессы, составляющие память.
Процессы памяти:а) запоминание; б) сохранение; в) воспроизведение; г) забывание.
Запоминание– процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, слов, эмоциональных состояний, действий. Все перечисленные компоненты составляют наш жизненный опыт.
По степени участия сознания в этом процессе различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание осуществляется без заранее поставленной цели и без использования специальных способов, развито у животных и у маленьких детей.
Выделим закономерности непроизвольного запоминания:
1) человек непроизвольно гораздо лучше запоминает незавершенные действия и ситуации;
2) непроизвольно человек запечатлевает информацию гораздо больше по сравнению с той, которая подлежит воспроизведению.
Главный недостаток непроизвольного запоминания в том, что мы не можем им управлять. Так, мы часто не можем запомнить какую-либо важную информацию или забыть то, что является для нас травмирующим. По всей вероятности, вам приходилось сталкиваться с тем, когда наше страстное желание забыть что-либо (неприятные, ранящие душу слова) остается бессильным перед процессом непроизвольного запоминания.
Вместе с тем при некоторых обстоятельствах непроизвольное запоминание даже более эффективно, чем произвольное. Для этого нужно знать его факторы и использовать их при запоминании. К факторам непроизвольного запоминания относится то, что: а) личностно значимо для человека, является ценным для него; б) тесно связано с деятельностью; в) имеет прямое отношение к профессии и к интересам личности в целом; г) является ярким, необычным, новым.
Произвольное запоминание является противоположностью непроизвольного: в нем человек ставит определенные цели и использует специальные способы запоминания. Перечислим некоторые из них: а) выделение отдельных частей материала и установление логических связей между ними; б) сравнение, т.е. установление сходства и различия между запоминаемыми явлениями; в) использование образов воображения (последние активно используются в мнемотехнике), когда запоминаемый материал мысленно раскладывается в пространстве, чтобы быть на виду (метод Цицерона) или становится эмоционально окрашенным; г) укрупнение единиц информации, которая ограничивается в кратковременной памяти цифрой 7±2.
Произвольного запоминания нет у животных и у маленьких детей.
Сохранение– это процесс придания жизненному опыту, в том числе и личностным образованиям, устойчивых форм. Основное требование к памяти: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Предметом сохранения как процесса памяти выступают не только знания, умения, навыки, но и другие личностные компоненты: ценности, мотивы, интересы, черты характера.
Существуют 2 вида сохранения как процесса памяти: динамическое и статическое. Статическое сохранение обнаруживает себя в кратковременной памяти, а динамическое – в долговременной. При статическом сохранении информация почти не изменяется, при динамическом же она подвергается серьезной переработке и реконструкции. Причина этого в том, что сохранение – активный процесс памяти, в ходе которого материал подвергается непрерывным преобразованиям. Мы сохраняем то, что необходимо для настоящей и будущей жизни, допуская утрату того, что для нас не представляет ценности или наоборот является таковым, но сопротивляется сбережению.
Обратите внимание: память фиксирует и одновременно преобразует единую последовательность значимых для нас ситуаций, событий, эмоциональных состояний, поступков. Последние нами осознаются не только как судьба, жизненный путь, но и как перспектива жизни, зарождение будущего. Благодаря этому настоящее воспринимается человеком не только как продолжение прошлого, но и как ожидание будущего.
Воспроизведение – это процесс актуализации сохраненной информации путем извлечения её из долговременной памяти и перевода в оперативную.
К формам воспроизведения относятся: узнавание, припоминание, реминисценция.
Узнавание – это воспроизведение какой-либо информации в условиях её повторного восприятия, это своего рода напоминающее воспроизведение. Без узнавания человек каждый раз воспринимал бы знакомые предметы как новые. Узнавание необходимо и для процесса самоидентификации личности: без него человек не смог бы узнавать самого себя и относился бы к себе каждый раз как к незнакомому человеку. Более того, он бы без конца знакомился не только с тем, с кем он работает, общается, но и с близкими.
Припоминание – произвольное воспроизведение информации, требующее волевых, сознательных усилий. Успешность припоминания зависит от того, какая была сделана установка на воспроизведение запоминаемой информации и какие использовались способы для её сохранения.
Реминисценция –отсроченное по времени непроизвольное, неожиданное воспроизведение того, что первоначально было забыто: всплывают в памяти незначительные события прошлого, слова и мелодии какой-либо случайно услышанной мелодии, малознакомые лица, события детства и т.п.
Забывание – процесс, противоположный сохранению, приводит к утрате четкости и уменьшению объема запечатленной в памяти информации. Забывание – это закономерный, естественный и необходимый процесс памяти, который обусловлен рядом факторов: 1) время: менее чем за час человек забывает половину только что полученной и неосмысленной информации. 2) степень активности использования имеющейся в памяти информации: забывается то, в чем нет постоянной необходимости (однако двигательные навыки: катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать остаются без изменений в течение очень многих лет); 3) сходство, подобие информации (так, если вы готовите к сдаче два сходных предмета (философию и психологию), то может включиться процесс забывания); 4) отсутствие связи запоминаемой информации с образом «Я»: то, что не затрагивает ваши базовые потребности и интересы, легко исчезает из памяти.
Факторы эффективного запоминания. Их знание необходимо для эффективного использования возможностей своей памяти в жизненном опыте, а также для понимания других людей.
1.Вытеснение старой информации новой:
а) самая большая потеря информации происходит в первые секунды после предъявления, если сразу же следует новая информация. Более того, быстро поступившая новая стирает незакрепленную предыдущую информацию (эффект новизны). Если вам назвали подряд номер телефона, адрес, фамилию, то вероятнее всего, что телефон вы забудете через 10 секунд;
б) когда скорость поступления информации превышает возможности её восприятия и переработки, предыдущая информация отбрасывается;
в) если информация специально, волевым усилием не запечатлевается, не фиксируется, она стирается. Известный немецкий ученый Г.Эббингауз, изучая процессы забывания, построил их кривую, доказав, что более 60 % информации забывается очень быстро, примерно в течение 3-4 часов после заучивания. Та же информация, которая остается, сохраняется долго, практически в течение всей жизни.