Лекция 2. Культура профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность, как и другой вид деятельности человека, отличается активностью, т.е. способностью воздействовать на окружающую среду. Источником этой активности являются, во-первых, потребности, которые необходимо удовлетворить, во-вторых, влияния внешнего мира, на которые человек реагирует, опираясь, в частности, на систему ценностей, сформировавшейся у человека под влиянием объективных и субъективных факторов.
Профессиональная деятельность имеет направленность. Конкретной формой проявления профессиональной направленности личности в той или иной деятельности обычно рассматривается интерес к данной профессиональной деятельности. Интерес является одним из важных условий творческого подхода к работе, стремления к самосовершенствованию, удовлетворению духовных потребностей. Кроме интересов, опыт активности личности фиксируется в ценностных ориентациях и установках, т.е. в устойчивых целостных образованиях, которые характеризуют внутреннюю готовность к профессиональной деятельности и обусловливают устойчивость поведения, отражаясь в жизненных планах.
Содержание профессиональной деятельности включает в себя цель (к чему стремится субъект, на что направлена его профессиональная деятельность), мотивы (побуждения, стимулирующие активность субъекта в профессиональной деятельности), способы осуществления профессиональной деятельности и ее результат. В этой связи имеет значение культура профессиональной деятельности. Рассмотрим понятия «культура» и «профессиональная культура».
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)…500 определений культуры ученые разбили на несколько групп. В первую вошли описательные определения… Во вторую – определения связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях – культура как средство приспособления общества к природной среде, либо – продукт деятельности людей, … совокупность форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколение в поколение, … совокупность материальных и духовных памятников, символов, обычаев, … образ жизни людей (ред. А.И. Кравченко с.270-271).
Агни-Йога, или Учение Живой Этики трактует понятие «культура» как «почитание Света» (Ир., 173; Воспитание и образование, с.242). … «Состояние, которое вы называете культурою, - общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, а каждое культурное действие будет общим для всего человечества» (Нз., 373; ВиО, с. 243).
Взаимосвязь понятий «культура», «социализация», «психологическая культура», «профессиональная компетентность» не вызывает сомнений и указывает на необходимость их рассмотрения.
«Не может человечество процветать без знания величия культуры» (Воспитание и образование, Ир., 331; с.242).
Существующий социокультурный механизм регуляции жизнедеятельности человека в обществе: традиции и новации, нормы и правила, ценности и т.д. раскрывают особенности сложившейся культуры и ментальности, имеющие территориальные и исторические рамки. Психологическая культура – фундамент профессиональной деятельности психолога, следовательно, она содержит необходимый психологу механизм регуляции его профессиональной деятельности, в котором имеют место как знания, навыки и умения, так и нормы профессиональной этики, правила профессионального поведения, ценности профессиональной деятельности (интерес к людям, к профессии и др.), опора на фундаментальные положения современной науки, умение ориентироваться в методологии психологической науки, постоянный личностный рост, стремление к самореализации и т.д.
К профессиональной деятельности всегда предъявляется обязательное требование – сохранение, развитие и трансляция профессиональной культуры. Это обеспечивает гармоничное функционирование и взаимодействие в процессе труда.
Так, в профессиональной деятельности психолога уделяется внимание психологической культуре (А.Г. Асмолов, Л.Д. Демина, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Н.А. Лужбина, О.И. Мотков, В.А. Петровский, И.А. Ральникова и др.).
Психологическая культура имеет значение для профессионалов социальной сферы, особенно для психологов, социальных педагогов, социальных работников.
Функции психологической культуры представлены в трудах А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.А. Петровского: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова).
О.И. Мотков раскрывает значение психологической культуры «в развитом виде - это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.
Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.
Гармоничное функционирование проявляется в:
1 - преобладающем хорошем самочувствии;
2 - глубоком понимании и принятии себя;
3 - позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;
4 - высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;
5- высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.» (Мотков О.И. "Психологическая культура личности"/Газ. “Школьный психолог”, 1999, - № 15, с. 8-9).
Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, "саногенных" личностных установок, "позитивного мышления" и поведения.
Следовательно, психологическая культура способствует развитию сознания человека, росту осмысленности и осознанности в процессе жизнедеятельности, сохранению психологического здоровья, достижению гармонии человека с самим собой и окружающим миром.
Обзор научной литературы позволил нам выявить составляющие профессиональной культуры психолога: когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивный, креативный и поведенческий.
Ученые-психологи Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова отмечают культурно-психологические поведенческие проявления: конструктивное общение с ближними и дальними людьми; сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни; реализация единства внешней и внутренней деятельности человека; гармонично организованное творчество; наличие своего интересного творческого дела; конструктивное ведение своих дел; гармонизация своего внутреннего мира».
Так, культура выполняет ряд функций: поддержание здоровья, развитие самосознания, самоорганизации, осознания смысла, обучение, развитие, преобразования, творчества, гуманизации и оптимизации профессиональной деятельности.
Гуманизация современного образования способствует актуализации потенциала человека посредством:
- формирования духовных запросов, оказания помощи в обретении жизненного смысла; привития интереса к выполнению жизненных задач; развития субъектности, самостоятельности мышления;
- развития профессионально-творческих способностей с учетом индивидуальных склонностей и интересов;
- воспитания, направленного на развитие уважения к человеческой личности, ее индивидуальности и культуры;
- ориентации на общечеловеческие ценности, определяющие отношение к культуре, искусству, этике, морали, национальным и этническим особенностям;
- социальных ценностей, позволяющих адекватно оценивать политическую структуру общества, правовую и экономическую культуру и правопорядок;
- экологических ценностей, формирующих гуманное отношение к природной среде.
Гуманистическая ориентация зарубежной (Abraham H. Maslow, Carl Rogers, Jean-Paul Sartre, Cornelis A. van Peursen, Rollo May и др.) и отечественной (Ш.А. Амонашвили, Б. Братусь, И.П. Волков, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.Н. Ильин, Е.Г. Ильяшенко, В.А. Караковский, В.А. Лекторский, Л.М. Лузина, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Одоевский, В.В. Розанов, В.Я. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский и др.) философии, психологии и педагогики на протяжении веков направляет к Человеку как к высшей ценности и цели, к поддержанию его жизнедеятельности, возможностей его самореализации.
Джюэтт, изучая психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, выявил, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам (Хухлаева О.В., с.9).
В философии «нью эйдж» существует утверждение, что окружающая человека действительность есть результат его духовно-нравственных качеств и психологических установок, воплощающихся в способ восприятия действительности.
В учении Агни-Йоги отмечается, что каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство (Ир., 173; Воспитание и образование, с.242).
По мнению В.О. Шелекета, это говорит о глубинном единстве духовного и телесного, поскольку все так называемые объективно-материальные события не существуют сами по себе, а происходят в сознании человека (Автореф. дисс. д-ра философ. наук, с.40).
Развитие психологической культуры и отношений происходит в деятельности, как профессиональной, так и жизнедеятельности в целом, в процессе общения с другим человеком.
Отечественный ученый-психолог С.Л. Рубинштейн в своем труде «Человек и мир» отмечал: «Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой».
Б.С. Братусь разделяет мысль Л.С. Рубинштейна: «… центральной, системообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» (Братусь Б.С. Нравственная психология возможна// Психология и этика, с. 16).
По мнению Э. Фромма, человеческая жизнь – это жизнь, которая осознает саму себя.
По мнению Ж.П. Сартра, только осознающая личность способна осуществить ценностный способ управления своим поведением, своей деятельностью.
Ученый-философ А.И. Артемьев разделяет мысль Э. Фромма: «Жизнедеятельность, хотя и протекает в реальном мире и в ряде аспектов сама реально обусловлена, но одновременно определяется целеполаганием, выбором» (Артемьев А.И. Социология личности. 2-е изд. – М.: ООО «Арба Т – ХХI», 2001. – 256 с, С. 76-77).
Фундаментальной характеристикой бытия является активность, но не в смысле внешней суеты, а внутренней и внешней продуктивности. Предшествующий опыт является результатом прошлой социальной адаптации индивида. Накопление опыта, в зависимости от его эмоциональной окрашенности, приемлемости для индивида, а также значимости, степени влияния на характер последующей деятельности, - все это ведет к усилению или ослаблению активности и автономности. Так развивается индивидуальное сознание личности, содержащее в себе отношение к жизни, самому себе, людям и миру в целом.
Известно, что активность индивида по-разному проявляет себя в зависимости от характера его отношения к жизни.
С.К. Бондырева, Д.В. Колесов выделяют три типа отношения индивидов к жизни: гедонический, идеологический, прагматический и соответствующие им особенности проявления активности в условиях несвободы (Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – С. 113).
Изменение положения субъекта в личной, профессиональной, общественной жизни влияет не только на характер его деятельности, но и отношение к себе как к деятелю.
Ещё Б.Г. Ананьев говорил, что осознать себя – это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и, прежде всего, как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива (Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера// Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. II, С. 67-69).
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности и профессионалу.
Результативность профессиональной деятельности прямо связана с готовностью эту деятельность осуществлять. Так, психологическая готовность к профессиональной деятельности психолога будет влиять на качество проведенной работы, эффективность организации труда психолога на предприятии.