Восприятие, его основные качества и виды

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы:

  • свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса;
  • свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.

1. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

  • объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;
  • точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;
  • полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;
  • быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

2. Во второй группе среди основных "сущностных" свойств восприятия выделяются:



  • константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия;
  • осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом;
  • структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры;
  • целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа;
  • предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира;
  • обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;
  • избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

В основе классификации восприятий по видам, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • осязательные;
  • кинестетические;
  • обонятельные;
  • вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи:

  • пространство;
  • время;
  • движение.

В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как:

  • восприятие предметов;
  • восприятие речи (письменной и устной) или музыки;
  • восприятие человека человеком.

Последнее носит специальное название "социальная перцепция" и является профессионально важным качеством представителей т.н. социальных процессов (психологов, педагогов, юристов и т.д.).
Социальная перцепция - явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют две стороны (или два аспекта):

  • когнитивный (познавательный) - как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности;
  • эмоциональный - как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Организация наших восприятий

Феномены восприятия, в особенности объединение восприятий по некоторым принципам в связные единства, лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.
Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.
Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как "фигура" на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится, в свою очередь, значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.
Второй принцип - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.
Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия. По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму.
Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. Например, если это касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.
Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. И наконец, форма будет воспринята как "правильная", когда она имеет одну или несколько осей симметрии.
Таким образом, из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов. Проблемы для обсуждения:
1. Психофизиологические основы ощущений.
2. Восприятие, его виды и свойства.
3. Отличие восприятия от ощущений.

Наши рекомендации