Обработка результатов
Обработка полученных результатов осуществляется в несколько этаповg.
1. Анализ выборов предпочитаемых цветов в зависимости от занимаемой позиции в ряде предпочтений.
Выбор цветов занимаемые позиции под № 1,2 относятся к функции «+» оба самых симпатичных цвета.
Выбор цветов занимаемые позиции под № 3,4 относятся к функции «х» приятные цвета.
Выбор цветов занимаемые позиции под № 5,6 относятся к функции «=» безразличные цвета.
Выбор цветов занимаемые позиции под № 7,8 относятся к функции «-» несимпатичные цвета.
При нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологическою неблагополучия, являющиеся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но, независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма
2. Подсчет коэффициента Вольнефера.
Проводится ранжирование в зависимости от порядка аутогенной нормы, разработанной на основании работ Вольнефера.
Порядок аутогенной нормы: 3 (красный), 4 (желтый), 2 (зелёный), 5 (фиолетовый), 1 (синий), 6 (коричневый), 0 (серый), 7 (черный). Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтении и является эталоном нервно-психического благополучия.
Затем подсчитывается разница (суммарное отклонение) между местом цвета в аутогенной норме и местом цвета в выборе испытуемого.
Таблица 2.1
Порядок аутогенной нормы | |||||||||
Место цвета в аутогенной норме | |||||||||
Место цвета в выборе испытуемым | |||||||||
Разница |
Значение суммарного отклонения (коэффициент Вольнефера) отражает общий эмоциональный фон.
Суммарное отклонение может быть от 0 до 32.
1 зона (более 20) – преобладание отрицательных эмоций, у испытуемого, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, также свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии причин которые не может преодолеть. Тенденция к напряжению.
2 зона (от 10 до 18) – эмоциональное состояние в норме, ребёнок может радоваться и печалится, поводов для беспокойства нет. Напряжен- ность в норме.
3 зона (от 0 до 8) – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел. Настроение оптимистичное. Тенденция к расслаблению.
3.Подсчёт коэффициента Шипоша (вегетативный коэффициент Вк).
Коэффициент Шипоша характеризует энергетический баланс, т.е. способность к энерго затратам или установку на сбережение энергии.
Коэффициент Шипоша (Вк) определяется по формуле:
Значение коэффициента может меняться от 0,2 до 5.
1 зона (от0 до 0,5) – хроническое переутомление, истощение. Низкая работоспособность, нагрузки непосильны, требуется их существенное снижение, возможно наличие хронических заболеваний, также свидетельствует о склонности к инфекционным заболеваниям, сниженном иммунитете в целом.
2 зона (от 0,6 до 0,91) – компенсируемое состояние усталости, самовосстановление работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. В этом случае необходима оптимизация режимов труда и отдыха.
3 зона (от 0,92 до 1,9) – оптимальная работоспособность, отсутствие усталости, здоровая активность, бодрость, готовность к энерго затратам. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет полностью компенсировать затраченную энергию.
4 зона (более 2) – перевозбуждение является результатом работы на пределе возможности, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпов нагрузок, деятельности и отдыха. Если ребёнок долго находится в перевозбуждении, то может быстро настать истощение.
Тест «Страхи в домиках»
Тест А И. Захарова, модификация М.А. Панфиловой
Цель проведения: диагностика наличия страхов и причин которые вызывают страхи у детей старшего дошкольного возраста.
А.И. Захаров предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страх у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. При использовании теста А. И. Захаров; «Страхи в домиках» могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают диагносту о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.
В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. Поэтому в процессе диагностики важно отследить истинное количество страхов.
Подготовка исследования. Для диагностики страхов в дошкольном возрасте нам необходимы рисунки двух домиков (красного и черного) и протокол (приложение ).
Проведение исследования. Тест проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи).
Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В черном доме будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком домике этот страх будет жить».
В протоколе фиксируется, в какой дом (красный или черный) поселит ребенок тот или иной страх, а также свободные высказывания ребенка по отношению к тому или иному страху (если они есть).
Обработка данных. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Возрастные нормы страхов по А. И. Захарову. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)