Когда включаются защитные механизмы?

Вытеснение

Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

Проекция

При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу — они этого заслуживают.

Идентификация

Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.

Интроекция

Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил, недолго думая, что он теперь сам котенок.

Реактивное образование

В этом случае индивид бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другой (например, ненависть — в любовь, и наоборот, и проч.) На наш взгляд подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного и индивида, ибо своим примером говорит о том, что совсем неважны настоящие действия индивида, потому как они могут быть лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний. Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является лишь следствием любви, которая испугала индивида, бессознательно решившего скрыть ее за проявлением негативизма и злобы.

Самоограничение как механизм адаптации

Суть механизма самоограничения состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение снижается. В такой ситуации многие просто прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями. Анна Фрейд назвала данный механизм «ограничением Я». Она обратила внимание, что такой процесс свойствен психической жизни на всем протяжении развития личности.

Рационализация или защитная аргументация

Рационализация как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).

Аннулирование

Аннулирование — психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли или чувства, для уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или мысли. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым его плохое деяние как бы аннулируется, и он может продолжать жить дальше с чистой совестью.

Расщепление

В этом случае индивид бессознательно разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», словно бы убирая нечто неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги). Расщепление является неким искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, посредством действия которых индивид стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир — ложным.

Отрицание

В этом случае действия защитной реакции психики индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации — бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта отрицания индивидом каких-либо событий или проч. — в большинстве случаев позволяет узнать о том, что же на самом деле беспокоит такого индивида, что является для него наиболее важным, ибо зачастую так выходит, что в первую очередь отрицается явно существующее, что тот или иной индивид старается в первую очередь скрыть.

Смещение

Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Изоляция

В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от чего-то, погружение в которое способно вызвать тревогу и волнение. Например, если при выполнении каких-либо действий думать о механизмах осуществления его — подобное может привести к сбою в осуществлении подобного рода деятельности. (Если боксер будет все время думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущения и различного рода травмы, а то и привести к смерти в результате сильного удара — то подобный боксер изначально проиграет вследствие невозможности вести поединок из-за страха и проч.)

Сублимация

Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

Регрессия

Регрессия может проявляться в том, что невротик бессознательно как бы возвращается в прошлое, когда, по его мнению, все было очень даже хорошо. «Любое разочарование или угроза могут способствовать возвращению к стадиям инфантильной сексуальности, на которых имеется бессознательная фиксация»,— пишет проф. О.Фенихель[326], уточняя, что невроз разовьется только в случае если подобное вызовет возобновление старых конфликтов, т.е. активирует вытесненные влечения.

Мы рассмотрели далеко не полный список существующих механизмов защиты, но перечисление основных защит на наш взгляд способны приблизить нас к пониманию возможных особенностей межличностных взаимодействий.

При этом, возвращаясь к теме нашего исследования об исследования механизмов воздействия на психику с целью управления индивидом, необходимо заметить, что существование защитных механизмов психики способно, на наш взгляд, оказать поддержку в понимании вопроса влияния одного индивида на другого. Именно наличием того или иного защитного механизма психики может вовремя скорректироваться наше воздействие на объект, что становится возможным вследствие более верной интерпретации ответных на наши слова действий индивида. Причем в большей мере мы должны говорить в данном случае о реакциях отдельного индивида, потому как в массах выраженность защитных механизмов будут иметь некоторые специфические особенности, исходящие из закономерностей массовой психологии.

Рассматривая вопросы включения невротических защит (а любая защита психика есть защита против развивающегося невроза) мы должны обратить внимание на то, что, по мнению профессора О. Фенихеля[327], тревога и гнев являются следствием не получения выхода психической энергии в результате травмирующих психику обстоятельств, и представляют собой разрядку психического возбуждения. При этом следует обращать внимание, что защитные механизмы психики сдерживают переизбыток психической энергии, но при этом в случае преобладания или повторения травмирующей психику индивида ситуации возможен выброс энергии, следствием чего может являться развитие невро-психической симптоматики. При этом, как отмечает проф. О. Фенихель, тот, кто предрасположен к неврозу вследствие конституции и инфантильной фиксации — отреагирует развитием невроза даже в ответ на минимальную активацию инфантильных конфликтов. При этом у кого-то подобное станет возможным лишь в результате тяжелых жизненных обстоятельств. По большому счету мы имеем дело с психоневрозами, т.е. с реакцией психики на какой-либо конфликт с участием сознания, подсознания и окружающего мира. Основу психоневрозов представляет невротический конфликт. Невротический конфликт является следствием конфликта между тенденцией к разрядке и тенденцией к предотвращению оной[328]. Выраженность стремления к разрядке зависит как от природы стимулов, так и большей частью от физико-химических реакций организма. Прослеживая по психоаналитической структуре психики, следует заметить, что невротический конфликт есть конфликт между Я (ид) и Оно (эго). При этом уже становится понятно, что мотивом защиты психики является тревога. Именно с помощью защитных механизмов психика индивида бессознательно спасается от опасности внешнего воздействия, т.е. от воздействия информация из внешнего мира на внутренний мир индивида. Причем у ряда лиц в этом случае действительно наблюдается конфликт, ибо поступающая информация оказывает негативное воздействие, подменяя личность индивида, и заставляя его совершать не свойственные ему раннее поступки. Спасается от подобного воздействия человек как раз включением механизмов психической защиты, кратко рассмотренными нами выше.

В ряде случаев тревога замещается чувством вины. Чувство вины в данном случае выступает в роли одной из защит психики. Само по себе чувство вины служит верным признаком невроза, характеризуется у индивида длительным состоянием устойчивого беспокойства, и фактически подменяет его истинное «Я» — с ложным образом, с которым личность данного невротика вынуждена считаться. Такому индивиду попросту ничего не остается как фактически подстраивать свою жизнь под существующее в его психике чувство вины. И ситуация в большинстве случаев имеет достаточно серьезные последствия, т.к. вынуждает индивида-невротика совершать действия, если и контролируемые сознанием, то частично; потому что вверх берут бессознательные желания заглушению чувства вины, вызывающие сильнейшие провокации невроза в психике объекта, который вынужденно совершает действия, направленные на выполнение чужой воли и заглушению тем самым внутренней тревожности души. Чувство вины это совесть человека. И в данном случае наблюдается весьма существенный конфликт, уходящий своими корнями в понимание вопроса, ибо постоянное удовлетворение позывов совести у невротично настроенного индивида в конечном итоге приводит к негативным последствиям, следствием которых является затруднительная адаптация в социуме, т.е. у такого индивида-невротика нарушены контакты с внешним миром, ибо его внутренний мир вынужден все время вступать в противоречие между тем что необходимо делать, чтобы выживать в этом мире, и велениям внутреннего состояния души. При этом негативные аспекты существования чувства вины для личности невротика могут проявляться во внутренних деструктивных побуждениях садистко-мазохисткого характера, заключающегося в намеренном (бессознательном большей частью) причинению неявного вреда своему здоровью (курению, употреблению алкоголя, опасной езде на автомобиле, отдельные прыжки с парашюта и другие разовые занятия экстремальным спортом).

Испытывая внутренние мучения от чувства вины, невротики иной раз применяют некоторые специфические варианты защиты от чувства вины, проявляющиеся в следующем: чувство вины может вытесняться, проецироваться (когда в совершении нежелательного поступка обвиняется кто-то другой), или, например, имеет место быть порицание, укор другим за то, что могли бы совершить сами; достаточно характерен пример с излишней навязчивостью, общительностью, внезапной словоохотливостью. В этом случае вполне можно заподозрить некую невротическую реакцию, проявлявшуюся в стремлении невротика заглушить собственное чувство вины посредством получения одобрения за то, что внутренне переживается как запретное. Изоляция чувства вины может встречаться, когда, например, невротик совершает какой-либо проступок с достаточно заметным эмоциональным равнодушием, тогда как за совсем безобидный поступок — вполне искренне раскаивается.

Следует помнить, что защитные механизмы психики для самой психики являются способом избежать невроз. Для установления контакта и дальнейшего воздействия на объект становится возможным первоначально выявлять защитные механизмы психики объекта (т.е. правильно интерпретировать те или иные реакции организма объекта), чтобы в последующем становилось возможным установить с подобным объектом раппорт, а значит и после введения его в трансовое или полутрансовое состояние (индивидуальный аспект той или иной психики) управлять таким лицом-объектом-индивидом. Также необходимо помнить, что редко какое лицо способно честно и искреннее выражать собственные чувства, мысли, возникающие у них мысли, фантазии, желания. Современный индивид, являющейся дитей социума, научился скрывать свои чувства в процессе воспитания, необходимого для адаптации в социуме. Поэтому задача манипуляторов выявлять подобные механизмы сокрытия, и к людям относиться не только как к объектам, но и как к пациентам. И это действительно так, стоит только обратить внимание и понаблюдать за спецификой поведения людей. Природа человека уже сама по себе заставляет его быть скрытным. Причем подобное происходит на бессознательном уровне, и как будто от самого человека не зависит. Правда те из индивидов, у которых в силу географии проживания и собственных нравственных предпочтений ограничен контакт со СМИ и СМК, еще могут быть по возможности честными, хотя и на них оказывает свое давление цивилизация и культура, и со временем для выживания они должны сделать выбор: или быть как все, т.е. лгать, обманывать, изворачиваться, и в этом случае выжить, стать полноправным членом общества, или оставаться до конца честным и открытым, а значит стать изгоем общества, и последователем маргинальных позиций, и как следствие подобного — быть лишенных благ цивилизации. Выбор поистине тяжелый, но большинством попросту неосознается, потому что уже с самого рождения их психику программируют средства массовой коммуникации и информации, а значит такие люди сразу же начинают играть по правилам и законам общества.

--------------------------------------------

[326] Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М. 2004. С. 212

[327] Там же. С. 162

[328] Там же. С. 173.

Защитные механизмы

Защитные механизмы (Механизмы защиты) — сопряженные с Эго ("Я"), автоматические бессознательные механизмы психики, обеспечивающие психоличностную защиту Эго ("Я") от внешних (внешний мир) и/или внутренних (Супер-Эго и Ид), реальных или воображаемых опасностей, отрицательных импульсов, негативной информации и неприемлемых оценок и самооценок.

В общем, концепция З. м. считается и является одним из наиболее значительных достижений классической и современной психоаналитической теории. Вместе с тем в количественном и качественном отношениях она всё ещё не определилась и не стабилизировалась. Впервые З. Фрейд использовал понятие "защита" в 1894 и впоследствии неоднократно обращался к нему (1915, 1922, 1926, 1937 и др.), уточняя содержание и разновидности З. м., модифицируя и изменяя представления о них. В общем З. Фрейд полагал, что: "Защита является обобщённым названием для любых техник, которые Эго может применять при конфликтах (возможно даже ценой невроза)…". К этим "техникам" он относил: вытеснение, делание неслучившегося, идентификацию, изоляцию, интроекцию, искажение до противоположности, обращение против персоны, проекцию и сублимацию.

Наиболее существенный вклад в концепцию З. м., после З. Фрейда, внесла его дочь Анна Фрейд. В 1936 в книге "Защитные механизмы Эго" ("Психология Эго и защитные механизмы") она выделила ещё четыре защитных механизма: идеализация, идентификация с агрессором, отрицание, сужение Эго. Мелани Кляйн в качестве защитных механизмов выделила: омнипотентный (всесторонний и всемогущественный) контроль над объектом, отрицание психической реальности, проективную идентификацию и расщепление объекта. В дальнейшем в работах психоаналитиков разных школ, течений и направлений уточнялось понимание обнаруженных защитных механизмов и постулировалось наличие ещё ряда различных З. м. Например, в исследовании Греты Бибринг (1961) было выделено 39 механизмов защиты.

С известной мерой условности можно полагать, что в современной психоаналитической литературе и практике к З. м. наиболее часто относят:

Аннулирование — отмена и/или уничтожение нежелательного впечатления или действия, в том числе посредством искупления его.

Аскетизм — неосознаваемое отрицание удовольствия и отказ себе в получении его (например, отказ от сексуального удовлетворения, который обычно осуществляется с видом превосходства, как будто этот отказ обладает особой ценностью и/или пользой).

Вытеснение — процесс и результат активного удаления (выдавливания и вымещения) из сознания в бессознательное дотоле осознаваемых болезненных воспоминаний, чувств и импульсов.

З. Фрейд считал учение о вытеснении "краеугольным камнем" психоанализа.

Девальвация — сведение значения чего-то важного до минимума и презрительное отрицание этого (например, субъект не сумевший достичь поставленной цели, утверждает, что "не больно-то и хотелось").

Замещение — процесс, механизм и результат замены вытесненного влечения или представления иной тенденцией или символом.

Идентификация — бессознательное уподобление и отождествление себя с другой личностью, когда Эго, в известной степени, "принимает в себя" чужое Эго.

Идентификация с агрессором (обидчиком) — процесс и результат неосознанного принятия ценностей и целей агрессора (например, "стокгольмский синдром") и имитации его манер и поведения. (В некоторых случаях приводит к гиперкритике агрессора в целях маскировки своего страха перед ним).

Изоляция — дистанцирование и блокировка информации, связанной с какими-то аффективно окрашенными мыслями, чувствами или образами.

Интроекция — столь полное включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им извне ценностей, мотивов, установок, взглядов и образов других людей, когда он уже не различает собственные и заимствованные представления.

Компромисс — механизм, обеспечивающий лишь частичную реализацию болезненных импульсов.

Обращение — изменение направленности импульса и превращение его в импульс, направленный на себя и против себя.

Отрицание (реальности) — процесс и результат намеренного игнорирования в фантазиях, словах или действиях важных и болезненных реальностей, обеспечивающий отвлечение внимания и такое поведение личности как будто эти реальности не существуют (например, поведение некогда могущественного государственного деятеля, который, будучи в отставке, пытается вести себя так, как будто он все еще является очень важной фигурой).

Перенос (перенесение, перемещение) — процесс и результат смены объекта чувств, перемещение их на какой-то иной, как правило, более безопасный объект (например, обиженный работник изливает свой гнев не на начальника, а на членов семьи, собаку, каких-то других людей и т. д.).

Подавление — ограничение тревожных импульсов, чувств и действий (например, подавление собственной сексуальности, которая кажется чрезмерной или нетипичной).

Примитивная идеализация — значительное преувеличение силы, достижений, возможностей и престижа другого человека или группы людей.

Проективная идентификация — специфическая и отчасти контролируемая проекция процесса и результата самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом или символом.

Проекция — неосознаваемое приписывание другим людям собственных подавленных влечений, желаний, конфликтов и импульсов.

Расщепление — разделение позитивного и негативного в образах "Я" и объектов.

Рационализация (интеллектуализация) — основанный на реальных фактах избыточно рациональный способ переживания внутренних и внешних конфликтов, не сопровождающийся переживанием связанных с ними аффектов и обеспечивающий снижение эмоциональной нагрузки.

Реактивное образование (обратное чувство) — изменение активного или пассивного импульса в противоположный и/или изменение направленности импульса или чувства на противоположный (например, переадресация негодования или упреков в собственный адрес, в то время как они должны быть адресованы другому лицу).

Регрессия — возвращение к предшествовавшим стадиям психосексуального развития и функционирования в целях избегания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии (например, возврат к стабильной мастурбации, инфантильным хобби и т. д.).

Смещение — сдвиг и перемещение фокуса и/или акцента с одного объекта на другой, обеспечивающее замену резких и тяжелых тенденций менее резкими и тяжелыми.

Сопротивление (исцелению) — установка и сила, обусловливающие и обеспечивающие неосознаваемое противодействие пациента врачу и выздоровлению.

Сублимация — процесс и результат преобразования и переориентации энергии сексуального влечения (сексуальных импульсов и чувств), характеризующиеся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную в социальном плане (например, подавленные эксгибиционистские тенденции могут побудить к выбору профессии модели или актрисы; сублимированная агрессия может выразиться в большой политической активности, сублимированное желание может обеспечить высокие творческие достижения в области литературы и искусства и т. д.).

Уничтожение — ликвидация предшествующего акта последующим актом.

Фиксация поведения — сохранение, закрепление и использование апробированных эффективных стереотипов поведения.

Формирование реакции (образование реакции) — процесс и результат преувеличения какого-то одного эмоционального аспекта ситуации, в целях подавления противоположной эмоции (например, проявление подчеркнутой обязательности и зависимости в целях защиты от желания быть свободным и независимым).

З. м. существенно отличаются друг от друга по их месту, удельному весу, роли и значению. Действуют З. м. либо по отдельности, либо, как правило, в различных комбинациях с другими З. м. В известном смысле, все З. м. могут быть поняты как взаимодополнительные образования, предназначенные для предохранения Эго. Вместе с тем, при определённых условиях, З. м. могут представлять опасность для Эго в силу избыточных ограничений, психических перегрузок, энергетических затрат, стереотипизации деятельности и функционирования в холостом режиме. Одной из наиболее существенных проблем современной психоаналитической методологии и теории является определение количества защитных механизмов, корректное определение их, анализ взаимодействия и создание соответствующей систематики. Потенциально возможным вариантом решения этих проблем может быть создание новой теории.

В. И. Овчаренко

Ссылки:

◄ 5.4. Психоанализ и психоаналитическая терапия

….

  1. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.


Автор: Ирина Владимировна Cтишeнoк,преподаватель Гомельского областного института развития образования; практический психолог и консультант.

Когда включаются защитные механизмы? - student2.ru Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

1. Вытеснение.Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация.Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Рационализация — это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция.Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование. Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т. д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так? Ребенка начинает тревожить чувство симпатии — чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.

Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

***

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация — психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

Когда включаются защитные механизмы?

Причины, вызывающие необходимость «включения» защитного механизма психики, разнообразны. Главным критерием их значимости выступает представление человека о том, что является для него наиболее травмирующим, каковы его ведущие потребности.

Психологи считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно — неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.

Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в так называемой поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение — сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.

Сопротивление возникает потому, что наши проблемы пусть искаженно, с помощью защитных механизмов, но все же удовлетворяют потребности нашего «Я». В различных исследованиях неоднократно было показано, что для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить. Потребность в сохранении привычного, устойчивого представления о себе побеждает в борьбе потребность в успехе.

Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:

· в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);

· в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;

· в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

· во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;

· в ситуации цейтнота — в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;

· в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;

· в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

· в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;

· в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.

В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.

Наши рекомендации