Интерпретация результатов

Основанием для интерпретации результатов является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя работа», то это значит, что он относится к своей работе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож на своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «мой начальник» и «угроза», то он боится своего начальника. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успеха», «творчество», «радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны.

В процессе интерпретации сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие». Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле», и «каким я хочу быть». После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т. п. Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам: к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т. д.

Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор представлены в табл. 2.

Метод цветовых метафор может включать и другие диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования.

Таблица 2

Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор

Диагностические категории Показатели
Базовые потребности В методе цветовых метафор базовыми считаются те потребности, которые обозначены самым привлекательным цветом, а также те, которые оцениваются теми же цветами, что и понятия «Мое увлечение» и «Интересное занятие».
Удовлетворенность базовых потребностей Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее», то можно считать, что человек может в достаточной мере удовлетворить их в настоящий момент. Если базовые потребности связаны с понятием «Мое будущее», то человек рассчитывает на их будущее удовлетворение. Связь базовых потребностей с понятием «Мое прошлое» может указывать на то, что они удовлетворялись ранее. Наконец, если базовые потребности не ассоциируются ни с настоящим, ни с будущим, ни с прошлым, это свидетельствует о наибольшей степени фрустрации.
Актуальные потребности В методе цветовых метафор актуальными считаются потребности, которые обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее».
Отношение к будущему Отношение к будущему диагностируется на основе того, какие потребности, эмоции, виды деятельности и люди обозначены таким же цветом, что и понятие «Мое будущее».
Отношение к себе Об отношении к себе свидетельствуют те понятия людей, которые обозначаются такими же цветами, что и понятия «Какой я на самом деле» или «Каким я хочу быть». Важным показателем отношения к себе является также степень совпадения между двумя последними понятиями, характеризующая идентичность «реального я» и «идеального я» и являющаяся показателем уровня самооценки и удовлетворенности испытуемого собой.
Отношение к работе, учебе и др. видам деятельности Определяется потребностями и эмоциональными переживаниями, которые обозначаются теми же цветами, что и понятия «Моя работа», «Моя учеба» и т. п.
Источники стресса Об источниках стресса говорят виды деятельности и люди, обозначенные самым неприятным цветом, а также связанные с понятиями «Угроза», «Страх», «Печаль», «Раздражение», «Неприятности», «Неудача», «Болезнь», «Конфликты» и т. п.



Обобщая полученные результаты, можно ответить на следующие вопросы.

1. Что является главным в жизни испытуемого? Испытуемый характеризуется широким кругом базовых потребностей, связанных, прежде всего, с самоактуализацией, са­моутверждением и денежным вознаграждением.

2. В какой мере он удовлетворяет свои потребности?В настоящее время испытуемый имеет возможность удовлетворить только потребности в денежном вознаграждении, выполнении своих обязанностей и частично самоутверждении. Надеется на полное удовлетворение потребности в самоутверждении и творческом самовыражении в будущем, хотя это может быть связано с агрессивными реакциями. Удовлетворение познавательных интересов полностью блокировано, вытесняется из сознания и может вызывать депрессивное состояние.

3. Чем он вынужден заниматься? Что его заботит? Под влиянием обстоятельств актуализируются потребности в денежном вознаграждении и выполнении обязанностей, которые могут оцениваться как компенсация неудовлетворенных базовых потребностей и побуждают к менеджерской деятельности.

4. Каковы его ожидания, намерения, планы на будущее? Испытуемый связывает представления о своем будущем с коммерческой деятельностью, возможно, с рекламным бизнесом.

5. Как он относится к своей профессии, работе, семье?Испытуемый считает себя профессионалом в сфере общения, связывает свою профессию с клиентами, но не относит себя ни к психологии, ни к управлению, ни к бизнесу. Работа связана с неприятностями, конкуренцией и конфликтами, прежде всего, в отношениях с начальником. К жене и ребенку достаточно равнодушен, хотя и считает супружескую и родительскую роль выгодной. Семейные отношения ассоциируются скорее с матерью.

6. Кем он себя считает? С кем идентифицируется? Испытуемый относится к себе как к другу, клиенту и ребенку. В достаточной мере удовлетворен собой. Стремится быть хорошим менеджером.

7. Каковы источники его стресса? Чего он избегает? Состояние стресса у испытуемого могут вызывать ситуации отношений с отцом, которого он боится, и с начальником, с которым он конкурирует. Кроме того, испытуемый избегает заниматься бытовыми проблемами. Также можно отметить внутренний конфликт между содержанием познавательных интересов, связанных с образованием и наукой, и текущими заботами менеджера.

Пример интерпретации

В качестве примера предлагается интерпретация результа­тов диагностики мотивов и отношений 34-летнего мужчины, име­ющего высшее психологическое образование, работающего ме­неджером по персоналу, живущего с женой и 5-летней дочерью.

После получения протокола понятия, обозначенные различ­ными цветами, группируются в отдельной таблице (табл. 3).

Таблица 3.

Наши рекомендации