Коллаж на тему «Дружба»

Вначале занятия проводится шеренг, каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия, и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целом атмосфера в классе после наших занятий.

Коллаж «Дружба»

Описание упражнения: Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждой команде выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение: После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.

Психологический смысл упражнения: Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Упражнение «Спасибо!»

Занятие №2

Цель: развитие умения выражать свои чувства в команде.

Упражнение « Сочиним историю»

Описание упражнения: участники рассаживаются по кругу. Ведущий начинает рассказывать историю «жили-были…». Следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь снова доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается.

Упражнение «Комплименты»

Описание упражнения: Ведущий рассказывает ребятам, о том, как важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. Ведущий предлагает ребятам сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается «сшита» воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплименты, и воспринимали их.

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чужого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Награждение

Самые активные получают медали «Самый активный», так же все дети получают небольшие подарки.

Упражнение «Спасибо!»

Глава III. Результаты апробации программы кружка «Мы вместе» по формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Нами была разработана программа кружка «Мы вместе» по формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Для получения более точных результатов методика проводилась анонимно.

Сводная таблица результатов по методике К.Э. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» Дата: 14.01.2013.

№ п/п Количество баллов Уровень
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Ниже среднего
Ниже среднего

Результаты методики, проведенной до апробации программы, представлены в диаграмме № 1:

Диаграмма № 1

Коллаж на тему «Дружба» - student2.ru

В данном классе преобладают «Высокий» уровень и уровень «Выше среднего», что говорит о достаточно хорошем сплочении коллектива. Но, несмотря на это есть дети, которые имеют уровни: «Средний» и «Ниже среднего».

Были апробированы 3 блока программы. Так же была проведена работа со стендовым материалом и родительское собрание по теме «Агрессия».

После апробации программы повторно была проведена методика, направленная на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора.

Сводная таблица результатов по методике К.Э. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» Дата: 22.02.2013.

№ п/п Количество баллов Уровень
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Средний
Ниже среднего

Результаты методики, проведенной до апробации программы, представлены в диаграмме № 2:

Диаграмма № 2

Коллаж на тему «Дружба» - student2.ru

После апробации программы кружка «высокий» показатель сплоченности коллектива увеличился на 2%. Показатель сплоченности «выше среднего» увеличился на 18%. Показатель «средняя» сплоченность уменьшился на 15%. Показатель сплоченности «ниже средней» уменьшился на 4%.Самый низкий показатель остался без изменения 0%. Данные показатели указывают на положительную динамику работы программы.

Следует отметить интерес и активность детей, они внимательно слушали задания и оживленно проявляли себя в игре.

Экспертную оценку занятий проводила Казанцева Е.В. – классный руководитель 4 «Б» класса. Она отметила, что все критерии оценки полностью соответствуют заявленным требованиям. (Приложение № …)

После проведения родительского собрания все родители остались довольны (100%). Практически всем родителям на собрании было интересно (95%). Полезной для себя данную информацию считают 92 % родителей. Для 89% родителей информация, полученная на родительском собрании, будет применима в воспитании своего ребенка.

Таким образом, данные полученные в ходе повторной диагностики, подтверждают факт, что программа кружка «Мы вместе» повышает уровень сплочения коллектива младших школьников, следовательно мы можем сказать, что наша программа является эффективной.

Из этого следует, что использование игр и упражнений для формирования межличностных отношений повышает сплоченность коллектива.

В целом проект можно считать успешным.

Коллаж на тему «Дружба» - student2.ru

Список литературы

1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник по повышению родительской компетентности. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 368 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд».

2. Бояринцева Г. Н. Психологические игры и упражнения (для практических психологов): практическое пособие/ Авт.-сост. Г. Н. Бояринцева.- Пермь, 2002.-76 с

3. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с. ISBN 5-86894-521-2

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

5. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1 – 11 классах. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2000. – 48 с.

6. Истратова О.Н. Справочник начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 442, [1] с. : ил. – (Справочник)

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса [текст]. - Минск: ФУА информ, 2003.

8. Мухина В.С. Возрастная психология феменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов – 5-е изд., стереотип. – М., 2000

9. Нестерова О.Н. Педагогическая психология в схемах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов / О.В. Нестерова. – М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с. – (Высшее образование)

10. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с. (Серия «Вместе с детьми».)

11. Попова Л.В. Одаренные мальчики и девочки [Текст]//Начальная школа: плюс-минус. – 2000.

12. Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина[текст]. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 384с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. М.: НИИ Школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

15. Хухлаева О.В. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Генезис, 2001. - 280с. (Серия "Уроки психологии в младшей школе")

16. www.zankov.ru

Приложение № 1

Уважаемые учителя, в целях изучения формирования межличностных отношений младших школьников, предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Существует ли кружковая деятельность в вашей школе?

2. Какие виды кружковой деятельности есть в вашей школе?

3. Какие мероприятия проводятся в школе (классе) для сплочения коллектива?

4. Нравится ли вам работать по системе обучения Л.В. Занкова, чем она отличается от традиционной системы обучения?

5. Влияет ли система обучения на развитие межличностных отношений?

Спасибо!

Приложение № 2

Определение индекса групповой сплоченности

Автор К.Э. Сишор

Наши рекомендации