Классификация групп по степени знакомства их участников
Степень знакомства | Особенности взаимодействия | Акценты в работе на начальном этапе |
Никто ни с кем не знаком | – высокая тревожность – нет ожиданий и стереотипов по отношению друг к другу и к тренеру | – снять у участников тревожность – упражнения на знакомство, сплочение |
Участники не знакомы между собой, но тренер знаком с каждым (напр., по предварительному собеседованию) | – нет ожиданий и стереотипов по отношению друг к другу – есть ожидания по отношению к тренеру – для тренера ситуация комфортна, т.к есть предварительное представление о группе | |
Участники знакомы, а тренер видит их впервые | – у участников по отношению друг к другу есть ожидания и стереотипы, в группе есть уже сложившаяся структура, лидер, могут быть конфликты – нет стереотипов по отношению к тренеру | – упражнения на диагностику структуры группы (социометрические) – снять у участников стереотипы восприятия по отношению друг к другу |
Все знакомы друг с другом (например, в рамках учебного процесса) | – у участников есть ожидания и стереотипы по отношению друг к другу и к тренеру – в группе есть уже сложившаяся структура, лидер, могут быть конфликты | |
Частичное знакомство (например, участники организации из разных отделов) | – группа склонна делиться на подгруппы | – упражнения на знакомство и сплочение – постоянное «перемешивание» участников в упражнениях |
3.6. Типы поведения участников в группе и групповые роли
Чаще всего выделяют 4 основных типа поведения участников в тренинговой группе:
1. Лидирующий – лидер группы, отличается большей активностью, стремлением организовывать процесс, имеет авторитет в группе, умеет брать ответственность, умение вести за собой.
2. Ведомый – человек, который всегда соглашается с мнением и решением лидера, подстраивает свои цели под цели лидера.
3. Сотрудничающий – участник, ориентированный на достижение цели и ради этого готовый к сотрудничеству и кооперации с другими. Сотрудничающий способен на некоторое время брать на себя лидирующие функции для достижения цели, вступать в противоречие с лидером при необходимости.
4. Отстраняющийся – выделятся два варианта:
· отвергаемый – тот, которого отвергает группа (часто он отличается от группы по какому-либо значимому признаку);
· самоотстраняющийся – участник, который добровольно не вступает в эмоциональные контакты с участниками группы.
На основе указанных типов поведения формируются групповые роли(Большаков В.Ю.):
1. Лидер
–по натуре стремится занять и сохранить ведущую позицию в группе. У него самый высокий в группе социальный рейтинг[2]. Для этого он должен решать все спорные вопросы, возникающие между членами группы, говорить от имени группы в контактах с посторонними, принимать решения о внешних сношениях группы, выполнять полицейские функции по отношению к нарушителям групповых норм, быть защитником устоев и принципов группы. Взамен он получает от участников группы уважение, боязнь, право менять (в определенных пределах) их социальные рейтинги и нормы внутригруппового поведения.
2. Эксперт
– хочет быть уважаемым и независимым, т.е. обладать высоким социальным рейтингом. Он получает все это благодаря близости к лидеру, предлагая ему в обмен на это интеллектуальный товар. Стремится к сохранению существующего положения вещей.
Эксперт должен давать хорошие и умные советы лидеру в различных спорных и сложных ситуациях. За это он особо приближен к лидеру и имеет влияние на него. Рядовые члены группы его не особенно любят, но виду не подают, так как он пользуется поддержкой лидера. Уважением он пользуется сам по себе.
3. Оппозиционер
–хочет одного из двух: либо свергнуть лидера, либо иметь неограниченную возможность критиковать лидера и всячески принижать его величие. Для этого он должен иметь в группе достаточно высокий социальный рейтинг, почти такой же, как у эксперта. Если дела в группе идут хорошо, оппозиционер может добиваться места эксперта.
Оппозиционер не пользуется любовью масс, но все время стремится склонить их на свою сторону. Он подвергается нападкам и насмешкам со стороны лидера и, что чаще, его приверженцев, но сам тоже нападает. Учитывая его достаточно высокий социальный рейтинг, при удобных обстоятельствах, например, если дела в группе идут плохо, оппозиционер способен занять место лидера.
4. Рядовые члены группы
– имеют относительно низкий социальный рейтинг, который зависит от численности группы и общегруппового социального рейтинга. Поэтому, если дела группы идут хорошо они хотят, чтобы все оставалось так, как есть, а если дела идут плохо, чтобы что-нибудь изменилось. В этом случае, с их точки зрения, нужно или свергнуть лидера, или всласть поругать отвергаемого, или хотя бы поссориться между собой. Рядовые члены группы некритично (слепо) выполняют решения лидера, проводят его политику в жизнь, за что и пользуются его покровительством.
5. Отвергаемый
– в группе имеет минимальный социальный рейтинг. Поэтому в зависимости от особенностей характера он стремится либо покинуть свою ролевую нишу, либо стать незаметным, либо подвергаться новым нападкам. Отвергаемый отрабатывает свой социальный рейтинг, играя роль «козла отпущения», громоотвода, который заземляет все отрицательные эмоции группы.
Кроме того, при работе тренинговой группы выделяются роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки
(Рудестам К.из Benne and Sheats).
Решение задач | Оказание поддержки |
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач | Вдохновитель Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений |
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы | Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию |
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы | Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию |
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса | Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения |
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи | Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов |
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного | Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Знание тренером типов поведения и ролей участников в группе позволяет ему отслеживать структуру группы и вовремя реагировать на возможные неблагоприятные ситуации, связанные с ее нарушениями.
3.7. Типичные ролевые структуры в тренинговых группах.
Существуют несколько стандартных ролевых структур, которые могут формироваться в трениговой группе в процессе ее развития (Большаков В.Ю.).