Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики животных явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Развитие человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с началом общественно-трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде, что явилось основным и решающим фактором в становлении человеческого сознания. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя ее, приспосабливая ее к себе и господствуя над ней, стал выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал более сознательно относиться к самому себе и своей деятельности, сама деятельность становится все более сознательной. Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия коренным образом отличает его деятельность от несознательного «инстинктивного» в своей основе поведения животных.

Каждое отдельное действие, отмечает А.Н. Леонтьев [6, с. 124-158], приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности, и в соответствии с взаимоотношениями, которые складываются между ними при выполнении этой деятельности. Совместная трудовая деятельность влечет за собой многие важные следствия. Осуществляясь при помощи орудий, создаваемых самим человеком, она, указывает автор, существенно меняет характер самих операций, выполняемых людьми. Таким образом, трудовая деятельность, основанная на изготовлении и употреблении орудий, – важнейшее условие возникновения человеческого сознания.

Известно, что в отличие от животных, человек не только употребляет, но и изготовляет орудия. Их изготовление в корне меняло деятельность первобытного человека и отличало ее от поведения животных. Работа по изготовлению орудий не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом, а требует наряду со знанием о выполняемой операции и знания о будущем их применении. Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие человеческого мозга. Но сам мозг – продукт исторического развития. Трудовая деятельность способствовала лучшей координации движений, что было неразрывно связано с развитием двигательных и сенсорных областей мозга, регулирующих сложные произвольные движения. Особое развитие получают области, играющие существенную роль в высших интеллектуальных процессах. Причем преобладающее значение начинает играть левое полушарие, в котором находятся главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Так, развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с трудом, явились важным условием становления сознания.

Вторым условием, которое способствовало формированию сознания, явилось возникновение речи (языка). Известно, что животные обладают многообразными средствами выражения своих состояний, которые воспринимаются другими животными и могут оказать существенное влияние на их поведение. Однако «язык» животных никогда не обозначает предметов, не выделяет их действий или качеств, а следовательно, и не является языком в подлинном смысле этого слова.

Возникновение языка вносит существенные изменения в сознательную деятельность человека. Первое из них состоит в том, что язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти, что значительно расширяет познавательные возможности человека.

Вторая принципиальная роль языка в формировании сознания заключается в том, что слова не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. В результате обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения.

Третьей существенной функцией языка в формировании сознания является то, что он не только средство общения, средство для передачи информации, но и важное орудие мышления, обеспечивающее переход отражения мира из чувственного к рациональному. В результате язык позволяет человеку лучше усвоить прошлый опыт, накопленный человечеством. Это ведет к возникновению совершенно нового типа психического развития. Сказанное дает возможность утверждать, что язык – важнейшее средство развития сознания.

Трудовая деятельность и развитие языка способствовали изменению интеллектуальной деятельности человека. Возникает подлинное мышление, существенно отличное от интеллекта животных, обеспечивающее опосредованное отражение действительности в связях и отношениях, не доступных непосредственному чувственному восприятию. Следует иметь в виду, что сознание не является чем-то неизменным, оно меняется в зависимости от конкретно-исторических общественных условий жизни людей и прежде всего от развития тех отношений, в которые вовлекается человек. В ходе исторического развития сознания перестраиваются отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление. Существенно меняется вся деятельность людей и соответственно изменяется и тип психического отражения действительности.

Главное изменение сознания Леонтьев характеризует как изменение «значений» и «смыслов». Значение в его понимании – это то, что открывается в предмете или явлении объективно. Это – обобщение действительности, ее отражение, не зависящее от индивидуального, личностного отношения к ней человека, а выделяющее ее объективные устойчивые свойства. Этим оно отличается отсмысла, выступающего, согласно Леонтьеву, «как отношение, которое создается в жизни и деятельности субъекта» [7].

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики. Первая его характеристика содержится в самом понятии «сознание», включающим в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят решающие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания ощущения и восприятия, память, воображение, мышление. С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого опыта. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных и опосредованных знаний. Воображение позволяет строить модели, предвидеть будущее.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на себя. Он производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» путь, который проходит каждый человек осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, формирование волевых решений, вносятся необходимые коррективы и т.п. Всякое нарушение по каким-либо причинам возможности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, в котором отражены различные отношения, в которые он вовлечен. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. При некоторых заболеваниях нарушения сознания возможно расстройство в сфере чувств и отношений.

Все отмеченные характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей. Сознание – высший уровень психического отражения. Однако область психического шире области осознанного, кроме сознания у человека есть и бессознательное [1, 15]. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые возникают, но не осознаются им. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные проприоцептивные, зрительные, слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мыслей человека, объекты, на которые направлено внимание. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Литература

1.Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968. С. 15-35, 52-66, 123-160.

2.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 78-98, 132-148.

3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4.Клике Ф. Пробуждающееся мышление у истоков человеческого интеллекта. М., 1989. С. 162-189.

5.Ладыгина-Котс Н.К. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958. С. 8-68, 69-140, 141-227.

6.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

7.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 124-158.

8.Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981. С. 14-39.

9.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. С. 39-76.

10.Немов Р.С. Психология. Т. I. M., 1992.

11.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 146-156, 156-190.

13.Фабри К.Э. Игры животных и игры человека //Вопросы психологии. 1983. № 3.

14.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. С. 88-171, 172-283.

15.Фрейд 3. Психология бессознательного: Проблемы метатеории. М., 1989. С. 310-343, 382-424.

План-задание для самостоятельной работы

1. Используя методическую процедуру самозачета (см. §1, план-задание п.1), дайте определения следующих понятий: раздражительность, чувствительность, тропизм, инстинкт, навык, интеллект, сознательное, бессознательное.

2. Составьте рефераты на следующие темы:

* Сознание человека и его общественно-исторический характер [2, с. 78-98, 132-148; 7, с. 124-158; 12, с. 146-190].

* Проблема бессознательного в психологии [1, с. 15-35, 52-66, 123-160; 15, с. 310-343, 382-421].

3. Составьте аннотацию работ А.Н. Леонтьева [6, с. 124-158].

Выделите основные этапы развития психики у животных. Охарактеризуйте их.

4. Ознакомьтесь с работой К.Э. Фабри (см. [14, с. 172-283]). Письменно ответьте, что нового в понимание развития психики животных внесла эта работа и подготовьте таблицу, сравнив стадии и уровни развития психического сражения у человека и животных по А.Н. Леонтьеву [6] и К.Э. Фабри [14].

5. Ответьте письменно на следующие вопросы:

* Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия – с другой?

* Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

* Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

* Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

* В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

* Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

* Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

* Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

* Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

6. Решите следующие психологические задачи:

1. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах намного больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более гонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. В чем причина качественных различий между познанием человека и животных?

2. Известный зоопсихолог Н.Н. Ладыгина-Котс сопоставляла конструирование шимпанзе и ребенка 3 лет. Были обнаружены следующие факты:

- Один из них мог составить фигуру из двух частей только в том случае, если перед ним находилась фигура-образец. А другой мог выполнить задание и в отсутствие образца, по памяти.

- Особенностью деятельности одного было то, что он обычно брал сразу нужные фигуры, необходимые для конструирования. Часто бывало, что взяв две фигуры, он соединял их в воздухе, сближая руки, а потом уже ставил их на стол. Другой так никогда не делал.

Наши рекомендации