I. Стиль отношения учителя к учащимся
Нравственная сторона отношений «учитель - учению» | Требования учителя | Моральное стимулирование учащихся | |||||||||||||
о к | ениям | тлсин | Щ XI | /пеха | |||||||||||
л | л | а! | g | о | 1 | я s | X | g | К W | § | |||||
st | я и | s | S | х | s | В | г | о | т | ||||||
U | X | S и | « 0 | а | В | и | и | т | и | о S | о | ~! | аз | ||
доверие | о «8- § | объектив в оценке | справедл требовав | к учебно деягельн | к поведе на уроке | к взаимо детей | к личное | к поведе урока | положит пример | соревнов | словесно поощрен | К | организа | другие м |
Уровень подготовки учителя |
Методическая оценка посещенного урока |
Общая оценка
Оценивание учащихся |
стиля отношений
о 5 о i о х gg |
«учитель — ученик»
а
§° |
о
о I 3 о а |
g
S И
Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе:
2 — проявляется полностью,
1 — частично,
О — не проявляется.
Формула эффективности урока (Эу):
Эу = |
100%. |
К1 + К2 + КЗ + К4 80
и
S
я
о
N о
(Ч
Л ® | |||||||||||
un | ^а | h | « | ^ | ^ | «> | ^ | •я- | ^ | ||
й£ | |||||||||||
Ф | |||||||||||
A S | |||||||||||
% обученн сти учащих | О О г— ( | \j | г | >о m | S | \£ fi | э Т | «С | s | чС | - |
А | |||||||||||
Щ Ъ | |||||||||||
Е.Я | in | т] | ГО | in | ^ | СП | in | •* | m | ||
^ S | |||||||||||
Л я | |||||||||||
я а | |||||||||||
о g | |||||||||||
& | |||||||||||
^ | > | > | », | ||||||||
^ я | |||||||||||
ь требо! чителя | S | = | S | :S | |||||||
в >, | X | ||||||||||
I | 1 f | эт Я | |||||||||
* 8> | - | s | ^J- | о о | |||||||
S? | •ч- | (М | rs | rs | чО СЛ | ||||||
£3 | , | ||||||||||
§ | Л | ||||||||||
Степень обученн учащихся | Различение | Запоминание | Понимание | Умения и нав | Перенос | ||||||
к | |||||||||||
я •и тс | |||||||||||
^1 | i— i | И | 1—1 i— i 1-Н | -н | > | ||||||
а |
s | |
U | |
о | |
s 1 - о | |
« степени | |
ИСХОДЯ 1 | 1 1 |
; д и
Приложение 3 1. Эффективность урока (Эу)
Требования к деятельности учителя | Требования к деятельности учащихся (К4) | ||
организаторской (К1) | обучающей (К2) | воспитывающей (КЗ) | |
' | |||
К1 | К2 | КЗ | К4 |
1. Выполнение | 1. Наглядность | 1. Нравственная | 1. Познавательная |
плана | направленность | активность | |
2. Эффективность | 2. Научность | 2. Формирование | 2. Интерес к пред- |
использования | трудовых и учебных | мету | |
ТСО | умений и навыков | ||
3. Гигиена | 3. Прочность осоз- | 3. Экономическое, | 3. Степень само- |
нанности ЗУНОВ | экологическое вос- | стоятельности | |
питание | |||
4. Обратная связь | 4. Доступность, по- | 4. Умственное вос- | 4. Актуализация |
сильность | питание | знаний | |
5. Уровень | 5. Проблемность | 5. Физическое и ги- | 5. Уровень анализа |
педагогического | гиеническое воспи- | ||
мастерства | тание | ||
6. Организация | 6. Связь с жизнью, | 6. Эстетическое | 6. Развитие речи |
урока | практикой | воздействие | |
7. Качество речи | 7. Оптимальность | 7. Связь с жизнью | 7. Навыки коллек- |
учителя | выбора задач | тивной работы | |
8. Рациональное | 8. Оптимальность | 8. Оценивание уча- | 8. Умение работать |
использование | выбора методов | щихся | на доске |
времени | |||
9. Педагогический | 9. Уровень контро- | 9. Стиль работы | 9. Организован- |
такт и внешний вид | ля и требовательно- | учителя, его пози- | ность и дисципли- |
сти | ция | нированность | |
Ю. Соблюдение | 10. Объем домаш- | 10. Воспитательное | 10. Внешний вид |
правил труда и тех- | них заданий | значение деятель- | |
ники безопасности | ности учителя |
Эу = 85 — 100% (урок отличный).
Эу = 65 — 84% (урок хороший).
Эу = 45 — 64% (урок удовлетворительный).
Пример:
По первому признаку (организаторская деятельность) сумма баллов по 10 показателям составила 13, значит, К1 = 13. Таким же образом определяем К2, КЗ, К4. Допустим, они равны соответственно 10, 14, 11.
Tft K1+K2+K3+K4
1огда по формуле Эу =--------------- —--------- • юо%
48 80 |
100% = 60%. |
13+10+14+11
Эу =------------------- 100% =
Согласно таблице, Эу от 64% и ниже свидетельствует о том, что урок заслуживает оценки удовлетворительно.
Приложение 4
III. Степень обученности учащихся1 СОУ (степень обученности учащихся) =
Э5 • К1 + Э4 • К2 + ЭЗ • КЗ
К^
где К — количество обучающихся в классе,
К1 — количество обучающихся на «5»,
К2 — количество обучающихся на «4»,
КЗ — количество обучающихся на «3».
Значение Э определяют по таблице, приведенной выше (см. приложение 3), в соответствии с уровнем требований учителя к обученности учащихся.
Например, если учитель имеет низкий уровень требований к обученности учащихся, то по таблице Э5 = 36, Э4 = 16, ЭЗ = 4. Тогда, если в классе всего 30 учащихся, а из них на «5» учится 5 человек, на «4» - 15 человек, на «3» - 10 человек, формула СОУ будет выглядеть следующим образом:
СОУ = 36 ' ^ + 16 • 15 + 4 • 10 = 180 + 240 + 40 _
— 15,3%.
Итак, при внешнем благополучии (в классе нет неуспевающих, на «4» и «5» учатся 20 человек) степень обученности очень низкая: 15,3%.
Приложение 5
Изучение мотивации учения и причин неуспеваемости младших школьников*
Место |
(для собеседования)
Ответы учащихся на ситуативные анкеты и тесты
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
—получить хорошую оценку;
—наш класс был лучшим;
—принести больше пользы людям;
—получить впоследствии много денег;
—меня уважали и хвалили товарищи;
—меня любила и хвалила учительница;
—меня хвалили родители;
—мне покупали красивые вещи;
—меня не наказывали;
—я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
—у меня есть более интересные дела;
—чможно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
*- 'мне мешают дома;
—в школе часто ругают;
—просто мне не хочется учиться;
—не могу заставить себя работать;
—мне трудно, я не понимаю;
—я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую оценку, мне больше всего нравится, что...
—я хорошо знаю учебный материал;
—товарищи будут довольны;
—буду считаться хорошим учеником;
—мама будет довольна;
—учительница будет рада;
—мне купят красивую вещь;
—меня не будут наказывать;
—я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую оценку, мне больше всего не нравится, что...
—я плохо знаю учебный материал;
—получил плохую оценку;
—буду считаться плохим учеником;
—товарищи будут смеяться;
—мама будет расстроена;
—учительница будет недовольна;
—весь класс тяну назад;
—меня накажут дома;
—мне не купят красивую вещь.
'Использована методика В.П. Симонова (см.: Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. — М., 1987).
*Ученик выбирает ответы и ранжирует их по важности и значимости для себя, проставляя в графе «место» цифры от 1 до 10.