Стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Этот последний раздел спецкурса посвящен важной проблеме - преодолению ТЖС. Здесь вряд ли приемлем набор универсальных советов, т.к. сам человек вынужден прожить собственную жизнь и самостоятельно научиться “совладанию” с жизненными трудностями и кризисами. Практическая психология, основанная на психологии научной, в отличие от житейской психологии, нацелена не на формулирование универсальных рекомендаций, а опять-таки на поиск ряда закономерностей, облегчающих индивидуальный путь к свободе от внутриличностных проблем и конфликтов. Собственно, любая психотерапевтическая школа или любое направление психологической помощи, опираяясь на свойственный ей теоретический и эмпирический аппарат, по своему определяет круг методов и технологий преодоления ТЖС. Количество этих школ и направлений очень велико, и в задачу спецкурса не входит их подробное рассмотрение. Мы ограничимся изложением и анализом только одного, пожалуй, универсального тезиса: преодоление трудных жизненных ситуаций требует личностных изменений и личностного роста. На самом деле, изменить внешние обстоятельства и условия жизни очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому на первый план выходит идея интра-психологической активности, направленной на приобретение таких качеств и отшений индивидуальности, которые позволили бы ей функционировать с большей эффективностью.
Содержание этой главы составляет довольно трудный текст. В нем прямого определения того, что такое “изменения” или “личностный рост”, отсутствует и указание на то, что и как нужно изменять. Однако, этот текст - рефлексивен. Читая и стараясь понять его, следует соотносить написанное с собой, со своими личными пролемами и трудностями. Прежде всего, необходимо принять мысль о том, что имеющиеся у каждого человека трудности сами по себе не делают его психологическим инвалидом. Гораздо опаснее не знать о них и\или игнорировать их.
Выполните тест на знание основных положений предложенной теории ТЖС.
1. Из приведенных суждений выберите то, которое в наибольшей степени отражает специфику психологии как науки:
а) психология помогает людям размышлять над своими поступками, переживаниями, определять то, что является их причиной
б) психология - это наука о “душе”, следовательно она стоит в ряду наук о человеке
в) в психологии трудно различить объект и субъект изучения, т.к. психолог - такой же человек как тот, которого он изучает
2. Определите, какой признак не относится к житейской психологии:
а) психологические теории создаются для немедленного использования
б) психологи прежде всего проявляют интерес к познанию универсальных закономерностей психической жизни
в) психологические теории служат для организации индивидуального поведения и объяснения и предсказания поведения окружающих
3. Социальную (жизненную) ситуацию можно рассматривать с точки зрения символического интеракционизма. Какая из приведенных ниже точек зрения не соответствует этому взгляду:
а) одну ситуацию от другой можно отличить, принимая во внимание характерные существенные признаки каждой из них
б) поведение людей соответствует тому, как они понимают ту или иную ситуацию
в) в той или иной ситуации люди ведут себя так, чтобы снизить вероятность возникновения дискомфорта
4. Социальную (жизненную) ситуацию можно рассматривать как объективно складывающиеся обстоятельства и условия жизни людей. Какое из перечисленных оснований для классификации ситуаций кажется вам неприемлемым:
а) ситуации можно классифицировать в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества и т.д.
б) ситуации можно классифицировать в соответствии с теми переживаниями, которые они типично или чаще всего вызывают у разных людей - печали, страха, радости, равнодушия
в) ситуации можно классифицировать в соответствии с частотой возникновения в жизни разных людей - работа, семья, отдых и т.д.
5. К источникам стресса на социальном уровне относятся:
а) стиль управления организацией, в которой работает человек
б) последствия экономического кризиса
в) изменение норм поведения в референтной группе
6. К источникам стресса на индивидуальном уровне относятся:
а) неблагоприятное протекание межличностного конфликта
б) дисгармония семейных отношений
в) ролевой конфликт
7. К эмоциональным последствиям стресса можно отнести:
а) повышение кровяного давления
б) снижение уровня внимания при решении мыслительных задач
в) переживание тревоги или чувства вины
8. В соответствии с классификацией Ф.Е. Василюка “внешний жизненный мир” является “легким”, если:
а) индивид не испытывает затруднений в удовлетворении своих актуальных потребностей
б) человек уверен в позитивном отношении к себе окружающих и считает, что может рассчитывать на их поддержку в критической ситуации
в) в жизни человека не происходит событий, способных вызвать стресс
9. В соответствии с классификацией Ф.Е. Василюка “внутренний жизненный мир” является “сложным” , если:
а) индивид склонен к размышлениям о смысле жизни, своем предназначении в ней
б) индивид обладает сложной системой потребностей и мотивов, которые вступают в противоречие друг с другом
в) человек своеволен и своенравен, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим
10. Ценностные ориентации человека в ТЖС позволяют ему:
а) терпеливо переносить неприятности и с надеждой ждать лучших времен
б) согласовывать разнонаправленные жизненные отношения
в) воплощать замысел жизни индивида в целом на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований
11. В гуманистической психологической концепции личности под образом-Я понимается:
а) комплекс знаний человека о самом себе, его самоотношения
б) идеальное представление человека о самом себе
в) самооценку личности
12. Неопределенные, дезорганизующие элементы среды являются объективным ситуативным фактором ТЖС т.к.:
а) ведут к столкновению жизненных планов и целей людей, вызывая конкуренцию и соперничество во взаимоотношениях
б) затрудняют постановку и осуществление человеком собственных жизненных целей и планов
в) нарушают стройность и порядок повседневной жизни
13. Под дегуманизацией отношений понимается:
а) атмосфера напряженности и даже враждебности в межличностных контактах
б) барьеры в удовлетворении некоторых важных потребностей индивида, которые могут быть удовлетворены только в общении
в) ограниченность во взаимодействии проявления эмоций,
14. Какой из перечисленных факторов ТЖС не относится к интра-психологическим:
а) фрустрация мотивов получения признания и адекватной самооценки
б) специфические приемы стимулирования поведения
в) фрустрация мотивов принадлежности к значимым социальным структурам