Стратегии совладания у тинэйджеров

Психическое развитие личности происходит в процессе прохождения через критические точки, которые характеризуют принятие прогрессивных или регрессивных решений. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, получая в любом случае измененное будущее.

Э. Эриксон

Напомним, что в этом возрасте в роли основного источника поддержки выступают не родители и воспитатели, а ровесники, и обсуждение с ними животрепещущих проблем выводит тревоги и страхи на осознанный уровень и формирует стратегии совладания. В связи со сменой значимых лиц и перестройкой взаимоотношений со взрослыми статус тинэйджера обладает некой двойственностью. С одной стороны, ему все время напоминают, что он уже взрослый, с другой — постоянно требуют послушания. Среди стратегий совладания для подростков наиболее приемлемы основанные на действии и различающиеся только скоростью и адресом помощи. Это связано с такими их психологическими особенностями, как тяга к расширению диапазона ролевого поведения, стремление к группированию, потребность в организации интимных отношений. Все эти формы поведения осуществляются на фоне еще в значительной степени сохраняющейся конкретности мышления и эмоциональной непосредственности.

С поведенческими стратегиями совладении связано обращение к какой-либо деятельности, разрешающей проблему или ее заменяющей. Чаще всего в качестве замещающей деятельности выступает спорт. Спортивные игры лучше всего "дренируют", снимают напряжение, создаваемое агрессивными импульсами, — и не только активные виды спорта, но и пассивные, такие как шахматы [по: 20, с. 66]. Если нет выхода агрессивности и она подавляется, то растет психическая напряженность, вероятны даже соматические заболевания.

К когнитивным стратегиям причисляют сохранение самообладания, игнорирование, религиозность. К активным стратегиям относят переключение на поиск поддержки, с целью получить не только понимание, но и содействие. В эту же группу включают сотрудничество и участие в решении проблемы — помириться с другом, помочь в постройке дома. Здесь главное — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план. В этом случае уход из травмирующей ситуации и уединение играют роль отвлекающего фактора при потребности удовлетворения собственных желаний (пойти на рыбалку, купить что-то для себя). Фактически это избегание стрессора, если есть надежда, что трудность сама собой разрешится.

ДЕБЮТ ЖИЗНЕННОЙ ЭКСПАНСИИ

Отныне индивид должен посвятить себя великой задаче отхода от родителей, лишь по достижении которой он становится членом общества. И редко эта задача решается корректно.

3.Фрейд

Акселерация значительно изменила жизнь современной молодежи. Ускорение физического созревания побуждает взрослых предъявлять к подросткам повышенные требования, не считаясь с недостаточной психической зрелостью. Конфликт между требованиями социальной среды ("Ты должен!") и реальными возможностями личности ("Я не понимаю, чего вы от меня хотите!") взывает к ответственности без учета незрелости личности и неготовности брать ее на себя. Это противоречие приводит к росту напряженности и способствует активизации защиты.

Положение современных молодых людей усугубляется еще и тем, что в семьях сейчас стало меньше детей. Родители, тети и дяди, бабушки и дедушки всеми силами берегут единственное чадо от ошибок и ударов судьбы, решая за него все жизненные вопросы в тот период, когда чаду полагается уже проявлять самостоятельность. При этом взрослые упускают из виду, что человек становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и других. Следствием такого воспитания становится расположенность к иждивенчеству. Постоянная опека не дает возможности накопить собственный опыт и приводит к нерешительности, неумению самостоятельно принимать решения; в этом случае отделение молодого человека от родительской семьи сильно затрудняется. Ведь для этого необходима девальвация ценностей и системы жизненного уклада семьи.

Проявлением процесса обесценивания служат обвинения родителей в несовременности, отсталости или ограниченности. Такие обвинения продолжаются до тех пор, пока молодой человек не научится принимать оценки родителей к сведению, не впадая в пафос "освободительной" войны. А до того острокритическая возрастная позиция помогает ему разорвать эмоциональные узы, привязывающие его к семье. Противостояние с родителями тем отчетливее, чем меньше в семье уважают личность молодого человека, чем больше он подвергается давлению и насилию. От чрезмерной зависимости юноша освобождается тогда, когда черты сходства с родителями перестают его беспокоить. Разрывая отношения на таком фоне, он как бы ничего не теряет и ему легче отказаться от родительской заботы и добиться независимости, — тем более что и его мораль меняется.

Трансформация морали происходит в юношеском возрасте в связи с дозреванием структуры Модели Мира. Постепенно мораль становится автономной. Теперь она опирается не на оценку взрослых и сверстников, а на самооценку. Страх, характерный для ребенка, постепенно приобретает новые формы, двигаясь от витальной тревоги по поводу предстоящего наказания в сторону страха социального осуждения или морального неприятия самого себя — стыд и вина. Если стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку ("Что обо мне подумают?"), то вина ориентирована уже на представления личности о себе (автономную мораль) и самооценку ("Что я сам теперь о себе должен думать?").

Теперь молодой человек постоянно сравнивает себя с другими, что помогает ему осознать, как его видят и воспринимают со стороны. Такое сравнение высвечивает противоречие между его возможностями, как он их себе представляет, и его реальными способностями. Это противоречие отражает несоответствие между собственным представлением о себе (чаше завышенными) и общественной оценкой (кажущейся заниженной). При этом сравнение с другими явно не объективно, так как отчетливо регулируется мерой сходства— насколько далек объект сравнения, из какой области сравниваемые успехи — близкой и значимой для личности или отдаленной и неинтересной. Большинство молодых людей с легкостью позитивно оценивает успехи других, если эти успехи в далекой от них области и когда это успехи малознакомых людей. К успехам в области собственных интересов и у близких отношение более ревнивое и существенно менее позитивное. Ситуация усугубляется тем, что положение, занимаемое юношей в обществе, часто основано еще не на его собственных достижениях, а на статусе его родителей. В этом случае ощущение значимости последних переносится на восприятие собственной ценности.

Развитие половых потребностей на фоне личностного роста меняет характер отношений со сверстниками. Физическая коммуникация начинает постепенно заменяться словесным общением: объятия, поглаживания, щипки заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми намеками. Теперь главное — не принятие группой (как для тинэйджера), а установление близких отношений с другом. Возможности и качества друзей переоцениваются, и за этой переоценкой стоит неосознанное стремление повысить самооценку. Кроме того, информация, адресованная приятелю, — интимная, секретная, требующая большого доверия, а доверие всегда связано с риском, что приятель окажется неспособным разделить общие ценности. Вследствие неправильно сформированной самооценки и неумения адекватно оценивать других юноша предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим. Не применяя свой идеал к себе, он требует от других соответствия этому нереалистичному образцу.

На базе достигнутой половой идентичности в эти голы возрастет значение интимного общения и чувственной любви. Успешность развития интимных переживаний юноши зависит от двух главных обстоятельств. Во-первых, от любви матери. Если она его очень любила и не связывала свою любовь каким-то определенным его поведением, то представление о возможности любви, не обусловленной его личными качествами, делает молодого человека более уверенным в отношениях с представителями противоположного пола и позволяет воспринимать и преодолевать свои недостатки без автоматического вторжения защиты. Во-вторых, важно, достиг ли юноша хоть некоторого понимания того, что исключительно чувственная любовь — не идеал, она недолговечна и приговорена к угасанию. Его перспективы лучше, когда он понимает, что сексуальные стремления опустошают, если удовлетворяются сразу и без всяких ограничений. Задержанные в начале развития отношений сексуальные позывы и в дальнейшем не предполагающие немедленного удовлетворения способствуют поддержанию продолжительности любовных отношений.

Также в эти годы актуально активное формирование профессиональных интересов, мировоззренческой и религиозной морали, поскольку мыслительная сфера дозревает до уровня, позволяющего осознать жизненные противоречия, и вырабатывается система личностных ценностей, индивидуального мировоззрения [144, с. 594]. Юноша не только осознает существование противоречий, но и становится способным к активному использованию их в решении практических задач. Это обусловливает развитие диалектического мышления, с участием рациональных и интуитивных компонентов (в форме предвидения и предчувствия). Диалектический подход к решению насущных задач умеряет всеобъемлющую критичность тинэйджера и делают юношу более приемлемым членом общества, способным к построению реальных и конструктивных планов на будущее.

Формирование планов в Модели Мира обусловливает переход от внешней детерминации жизни к личной саморегуляции. Вследствие этого движущие силы развития личности смещаются внутрь самой, и способность личности преодолевать внешние препятствия усиливается. Само появление юношеских планов показывает, что к этому времени укрепились интересы и возникли цели, продвижение к которым инициирует поведение. Если в подростковом возрасте представления о будущей профессии носят неопределенный характер, то к десятому- одиннадцатому классу уже более половины школьников имеют в этом отношении сформированные планы [181, с. 10]. Вместе с тем в Модели Мира еще сохраняется временной перекос, вследствие которого молодой человек в значительной степени упускает настоящее — его поведением управляет будущее.

Для этого возраста нормально, когда жизнь проходит под знаком общей экспансии в направлении достижения самостоятельно поставленных целей. Главные препятствия на пути экспансии — как излишняя нерешительность, так и излишняя решительность. Нерешительность может быть следствием неустоявшейся системы ценностей, когда молодые люди легче, чем зрелые, меняют свои нормы ("Теперь для меня это незначимо!"). Подобная легкость смены норм для взрослых представляется душевной пустотой, нигилизмом и цинизмом. Однако такие свойства характера могут быть преходящими. Если стремление к цели еще неустойчиво и нет навыка доводить начатое до конца, то юность проходит в непродуктивной растрате сил, сопровождающейся нервными срывами, связанными с трудностями самоопределения и утратой душевного равновесия из-за отсутствия ясной перспективы. Даже принятие решения о выборе специальности ведет к трудностям самоограничения, из-за отказа от многих других видов деятельности, что порождает внутреннюю напряженность, усиливает максимализм и неизбежно ведет к односторонности в оценках, категоричности и нетерпимости к возражениям. Излишняя решительность ("Мне потом не надо, хочу немедленно!") тоже неплодотворна, поскольку ведет к отступлению от социально установленных норм.

Вследствие избытка мотивов при отсутствии устойчивой стратегии их усечения, в соответствии с личными приоритетами, обесценивается настоящее. Настоящее для юноши — только подготовка к другой, подлинной и бесконечной жизни. Такое отношение ко времени облегчает ему переживание неприятностей, но с этим же связано и пониженное чувство ответственности. Одним из следствий этой особенности выступает переключение на приятные фантазии. Мысленно паря в эмпиреях, юноша рассматривает любую гипотезу без предубеждения. Чувствуя себя свободным, он способен не держаться проторенной дороги, не обременять себя правилами, уверенный, что все они имеют лишь локальную значимость. Сохранность подростковой способности видеть объект непредвзято располагает к фантазиям, не привязанным к социально одобряемым оценкам.

Жизненный успех в эти годы определяется, во-первых, способностью преодолевать свою нерешительность, свой страх, быть самобытным и двигаться к цели своим путем, во-вторых — умением отложить обладание результатом, преодолев мощное стремление получить желаемое немедленно, даже за счет отступления от общепринятых норм. Главное стремление юноши — утвердиться в своей индивидуальности, неповторимости. Следствием осознания своей непохожести на других может явиться внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность, поэтому такую большую роль в юношеские годы играет дружба. Выступая как своеобразная форма психотерапии, она позволяет молодому человеку выразить переполняющие его чувства и получить поддержку, необходимую для самоутверждения и повышения самооценки.

Устремляясь к цели, молодые не умеют учитывать множество побочных факторов, как говорится, не желают вдаваться в подробности. Им не свойственно распределять свои усилия во времени. Неумение отложить решение до удачного момента, когда возникнут условия для преодоления трудностей, часто делает невозможным достижение цели. Позиция "взвесить все обстоятельства и отложить решение" требует известной выдержки. Для юных, ориентированных на быстрые достижения, это трудно. Интересно, что длительность возможной для молодого человека отсрочки исполнения желания тесно связана с его культурным уровнем. Дальние цели плохо сохраняют силу стимула у людей с низким уровнем развития. Таким образом, чем моложе человек и ниже его культурный уровень, тем сильнее воздействие на него ближайшей цели.

Источник глубинного душевного напряжения молодых людей связан и с радикальным изменением отношения к высшему образованию. В Советском Союзе, если человек получал образование или достигал мастерства в любом виде деятельности, искусстве или спорте, то он получал уважение и некоторое обеспечение своей дальнейшей жизни. Образование было доступно каждому, и это создавало понятные перспективы развития и стабилизировало психику. Теперь произошло падение социальной защищенности на фоне полного неумения наших граждан противостоять рыночному бандитизму. При этом государство заняло позицию наблюдателя, объявив, что каждый должен сам знать последствия своих шагов. Результатом этого стала позиция вседозволенности, необязательности соблюдать моральные и нравственные установления. Такая позиция особенно быстро деформировала поведение молодежи, определив отток не только от вузовского обучения, но и от школьного. Зачем учиться, если заработки от этого не зависят. Родители, впавшие в нищету, стремительно теряют уважение детей.

Известно, что потеря уважения к родителям снимает этические преграды, расплавляет моральные устои личности и делает для нее возможными любые отклонения от социальных норм. Тем более что перестроечная смута лишила молодого человека прежних представлений о путях самореализации. Образование стоит дорого, а заработки весьма проблематичны. В этот период возникло представление о карьере как достижении, никак не связанном с уровнем образования и мастерства, не требующем многолетних усилий и развития. Все видели, как многие ловкие и стоявшие ближе к народному добру люди мгновенно стали и богатыми, и могущественными, а другие — в том числе все образованные люди — разом обеднели и вынуждены были искать любых способов поддержания своего существования. Старые способы (учеба) стали непопулярны, а уровень своих знаний можно было продать хоть как-то только за рубеж. Начался глобальный отток лучшей молодежи за границу, и возникла ситуация: если ты не уезжаешь, значит, мало чего стоишь. Только в самое последнее время появились некие надежды на нормализацию ситуации, и это обнадеживало и радовало бы, если бы сопровождалось меньшим трезвоном и большими реальными усилиями государства.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ У ЮНЫХ

В великих делах нужно не столько создавать обстоятельства, сколько уметь пользоваться теми, какие оказались в наличии.

Ф. Ларошфуко

К наиболее ярко проявляющимся формам психологической защиты у юношей относятся отрицание, рационализация, идентификация, подавление и проекция [52, 130].

Задача юности — отрыв от отчего дома и родительских корней. Истончение связующей с ними нити позволяет почувствовать себя самостоятельным. На этом этапе советы сверстников заменяют советы родителей. Какие бы "прельстительные" предложения ни делали родители, все это подвергается отрицанию, будучи отравлено представлением, что это "их" правила и "их" ценности.

Подавление как форма избирательного забывания часто обнаруживается при страданиях от чувства обиды за несправедливое наказание, нанесенной близкими людьми. Если обида подавляется, то ее последствия долго подсознательно деформируют взаимодействие с обидчиком. Такое развитие событий желательно исключить, предоставив юному человеку самому выбрать для себя наказание. Провинившийся обычно выбирает более строгое наказание, чем хотели применить взрослые, но, выбрав его, он уже не считают его жестким и несправедливым. Исключив обиду, мы тем самым упреждаем внедрение подавления.

Рационализация и интеллектуализация у молодых людей обусловлены их повышенной чувствительностью к непоследовательности и неупорядоченности мыслей. Защита подталкивает к компромиссу между необходимой мерой логичности и соблюдением собственных интересов. Эмоциональная несдержанность молодых людей часто приводит к конфликтам в общении, и они рационализируют ее, представляя как принципиальность, душевную тонкость, артистичность или как нежелание перекладывать свои беды на плечи близких, как своеобразный вид альтруизма. Молодой человек не отметает для себя общепринятые нормы морали и в отношении других в целом разделяет их, но свое поведение оправдывает, представляя себя жертвой обстоятельств или ссылаясь на окружающих ("Все так делают!").

Идентификации выступает как одна из предпочитаемых юношами форм психологической защиты. Во-первых, в молодости гармония психического состояния тесно связана с возможностями тела и может быть достигнута с помощью его развития и тренировки. Во-вторых, способность к пластическим преобразованиям тела выступает в качестве инструмент та, используемого для достижения понимания других людей и событий. Приводя тело в положение, внешне похожее на изучаемую мишень, можно создать внутреннее подобие и, заглянув внутрь себя, почувствовать себя как моделируемый объект. Неудивительно, что максимальная свобода владения своим телом — ключевой момент творчества юных. В-третьих, выраженное стремление к напряжению и риску, потребность в экстриме используется для установления границ своих возможностей. Проявляя повышенный интерес к своим волевым качествам ("Смогу ли я?") и высматривая их у других ("А что могут они?"), юноша постоянно сравнивает возможности. Избрав идеал, он идентифицируется с ним, а для уточнения своих достижений нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней прямотой. Все это — попытки провести "разведку боем", испытать других и себя.

Проекция — очень коварная форма защиты. Осуществив проекцию собственной агрессии на мишень, молодой человек получает некоторую разрядку и тем самым снижает свою агрессивность в последующем поведении. Однако в этом случае среда начинает субъективно восприниматься как агрессивная. Поэтому, избегая с помощью проекции осознания собственной агрессивности, юноша вносит в свою жизнь страх. И когда проекцию провоцирует общая юношеская агрессивность, и когда агрессия побуждается протестом против неоправданного нажима окружающих, — необходимо выявлять неблагоприятные последствия такого способа справляться с тревогой и трудностями. Только осознание глубинных причин проекции открывает путь к ее исключению. Бурное отречение от поражения и неукротимое стремление к немедленному реваншу или переключению, исключающему развитие плодотворной стратегии предотвращения подобных поражений, могут быть несколько умерены привычкой рассматривать конечный результат. что потеряно и можно ли получить удовольствие от предполагаемой награды за успех? Прежде чем огорчаться после поражения, стоит трезво оценить предполагаемую награду за успех. Может быть, в этих условиях победить было бы не слишком приятно?

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ У ЮНЫХ

В великих делах нужно не столько создавать обстоятельства, сколько уметь пользоваться теми, какие оказались в наличии.

Ф. Ларошфуко

Прежде чем говорить о специфике совладания у юных, следует подчеркнуть, что молодым легче преодолевать стереотипы, поскольку многие из штампов еще не укрепились, а иные и вовсе не сформировались, и на юных еще не так давят традиции и общепринятые нормы.

1. Глубинные конфликты? Поищи подходящее чтиво.У юноши чаще, чем у тинэйджера, источником поддержки выступают не сверстники, а Интернет и литература, поэтому для него так важно для разрешения своих трудностей обратиться к подходящему сайту или интересной книге.

2. Своя цель формирует ответственность. Молодой человек живет будущим и воспринимает настоящее только как подготовку к жизни, а пока можно помечтать и не слишком ответственно относиться к событиям. Однако фантазии и нереальные мечты имеют и позитивное значение. Они раздвигают границы творческой экспансии и делают юношу способным взглянуть на любую гипотезу без предубеждения и на ее основе построить привлекательную для себя перспективу, сформулировав свою жизненную цель. Когда цель высветилась, можно начинать двигаться к ней, пошагово поощряя даже самые малые успехи ("Сегодня я справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сделаю еще лучше"). Такой подход ориентирует на продвижение к цели и снижает уровень внутреннего конфликта как следствия невозможности достичь желаемого результата "в целом". В таком случае включаются дополнительные силы от частичного успеха и организуется непрерывное движение к цели.

3. Достижение гармонии реальных и виртуальных успехов. В виртуальном мире гораздо проще достичь желаемого, но в реальном и переживания сильнее и достижения более "долгоиграющие". Возникает противоречие между желанием достичь успехов быстро и без проблем и требуемой мощностью получаемых переживаний. Это противоречие толкает к азартным, в том числе карточным, играм. Такой выход чаще избирают молодые люди, среди которых большинство мужчин. По современным данным, этому расстройству подвержено примерно два-три процента населения [60, с. 328]. Чтобы понять и скорректировать такое поведение, надо учитывать невероятную экспансию в нашу жизнь игровых способов достижения денег и удовлетворении собой сразу и без трудовых затрат. Молодого человека окружает такое множество соблазнов, что тяга к игровому выигрышу уже не представляется такой уж удивительной.

Если взрослый здоровый человек, склонный к азартной игре, способен соизмерять обстоятельства, свои финансовые возможности и может при необходимости прекратить игру, то юноша, получающий удовольствие независимо от выигрыша или проигрыша, сделать этого волевым усилием не может. При этом проигрыш не возвращает его к реальности (он считает, что только на этот раз ему не повезло), а служит лишь новым поводом для инфантильных протестных реакций. В этом случае стрессовая ситуация делает желание играть неодолимым. Даже понимая, что ставит на карту семейное благополучие, юноша лишь испытывает тоскливое напряжение и вновь ищет исцеления в игре, которую воспринимает как антидепрессант [60]. Страх последствий в юности малодейственен и только представление о том, что можно получить существенно большее и с меньшими потерями, сохраняет привлекательность игры. Путей противостояния этому мало: развитие творческих возможностей, которые и сами по себе дают мощные переживания и поощряются обществом, и религиозная вера, также обладающая этими преимуществами.

4. Помни: быстрые и легкие деньги — опасны. В юности часто самой заветной мечтой является богатство. В такой установке обычно находит отражение культ денег в семье и обществе. В этих случаях очень привлекает криминальный бизнес как путь к быстрому и легкому обогащению. Тогда мысли о возможности "халявного" обогащения могут приобрести доминирующий характер и стать неуправляемыми.

5. Воинское воспитание снижает стремление к экстриму. Если к этому возрасту у юноши не изжито неуемное стремления к экстриму, то для его обуздания уместны элементы воинского воспитания, активизирующие замещение и сублимацию опасности и риска. Задача состоит в оснащении молодого человека такими средствами удовлетворения его естественных потребностей, которые были бы полезны и для него, и для общества. Соперничать — так в спорте, а не в драке. Утверждать себя в глазах сверстников — благородными поступками, а не хулиганством. Демонстрировать взрослость зрелыми делами, а не курением и выпивкой.

6. Выход из деликвентной группы облегчается по мере повышения статуса в ней. В юности нередко возникает конфликт между желанием сохранить свою индивидуальность и стремлением стать как все, так как это последнее выступает условием принятия человека референтной группой. Принятие в такую группу, возможность утвердиться в ней, завоевав высокий авторитет и статус, повышает уважение и внимание товарищей и обеспечивает рост самооценки молодого человека. Пока такая позиция в группе не достигнута, неофиты с невысоким статусом в наибольшей степени подвержены влиянию групповой атмосферы. Поэтому для начала преодолении зависимости нужны успехи по повышению своего авторитета. Тогда влияние группы ослабевает и возникает возможность либо скорректировать это влияние, либо выйти из группы.

***

Малая часть личного знания по отношению к унаследованному во внешних культурных носителях — преданиях, книгах, фильмах и т. п. — ассоциируется с культом старших, как хранителей накопленной мудрости. В отличие от этого, в современном обществе имеет место продленная юность. Существенное преобладание актуально приобретаемого знания над унаследованным ассоциируется с культом юности как двигателем прогресса. Культ юности меняет самооценку и самовосприятие молодых людей и опосредует их способы преодоления и совладения, не представленные в прежних культурных традициях.

Глава 8

СТАРОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ И СОВЛАДАНИИ

Когда знаменитого врача, органиста и великого гуманиста спросили: «Как победить старческие недуги?» — он ответил: «Увеличьте свою нагрузку!»

А.Швейцер

РОЛЬ НАРАСТАНИЯ ИНЕРЦИОННОСТИ МОДЕЛИ МИРА

В полдень нашей жизни мы не можем жить по утренней программе. То, что было истиной утром, вечером может стать ложью. Тот, кто пытается привнести в полдень законы утра, должен будет заплатить за это страданиями своей души.

К. Г. Юнг

Во второй половине жизни человек проходит последний кризис раз­вития. Он лишается привычных ориентиров, выработанные поведенческие схемы становятся неэффективными, и ему все труднее существовать в своем старом качестве. В это время мудрость, спутница старости, состоит в том, чтобы, продолжая активно взаимодействовать с внешним миром, своевременно повернуться к себе (интровертироваться) и осваивать теперь не внешний, но свой внутренний мир.

В начале этого кризиса изменения практически не ощущаются. Ко времени выхода на пенсию обычно достигается высокий уровень ком­петентности, предполагающий глубокое понимание проблем конкретной области. Недаром поговорка индейцев Южной Америки гласит: «Когда умирает старый человек, горит целая библиотека» [по: 206, с. 184]. Кроме того, в зрелые годы, несмотря на то что врожденный энергетический запас уже несколько растрачен, продуктивность может продолжать расти, не только за счет профессионализма, но и за счет уменьшения числа отвлекающих факторов. Если интересы юноши переменчивы и поверх­ностны, а круг их чрезвычайно широк, то интересы зрелого человека менее разнообразны, более устойчивы и глубоки. Решения становятся более взвешенными, так как опыт большой, а искушений меньше — борьба страстей уже не столь мощная. Нереальные мечты и фантазии появляются теперь не так часто, поскольку с годами водораздел между реальностью и мечтой становится более четким.

Важно иметь в виду, что возрастные жизненные фазы и стадии интеллектуального развития не обязательно сменяются параллельно. Так, биологический возраст приводит к снижению сенсорно-моторных способностей (зрения, слуха, скорости реакции), но при этом за счет психического развития возрастают способности, связанные с пониманием ситуации, умением принять решение и убедительно его аргументировать. Важно и то, что эпицентр мудрости, как правило, сосредоточен в профессиональной сфере, а жизненно важные стратегии обыденной жизни, так необходимые в старости, существенно отстают. Назревает необхо­димость сменить ведущие стратегии жизни и главные усилия, которые раньше были сосредоточены на работе, направить на развитие собственно личности. Но смене критериев мешают два обстоятельства.

Во-первых, непонимание того, что правила утренней жизни карди­нально отличаются от правил послеполуденной. Кажется, что жизнь идет по-прежнему, и пожилые люди продолжают ориентироваться на критерии, выработанные в пору молодости, когда сил было больше. Такое поло­жение ведет к тому, что пожилой человек остается ориентированным на продвижения, приобретения и стремление кого-то догнать и перегнать. Однако в поздние годы такие агрессивные стратегии не только переста­ют быть эффективными, но и существенно повышают вероятность как вторжения защиты, так и возникновения соматических заболеваний. На фоне неуклонного использования старых критериев быстро утрачивается ощущение полноты и осмысленности жизни, ускоряется психический и физиологический износ. Почувствовав себя плохо и не отдавая себе отчета в необходимости менять стратегии поведения, человек начинает просто беречь и время, и силы. Однако он ошибается, думая, что таким путем еще долго сможет быть полезным и продуктивным.

Во-вторых, пожилой человек не учитывает современных тенденций: мужество и непредубежденность молодого человека, а также актуальность образования, полученного недавно, ценятся выше опыта, накопленного специалистом совсем в иных социальных и экономических условиях. Все меняется так быстро, что человек, родившись в одном мире, умирает уже совсем в другом. Опыт, который получен до сорока-пятидесяти лет, уже не применим к современному миру. Старику практически нечего передать молодым, за исключением ряда вечных идей и некоторых лич­ных достижений. Молодые теперь живут в мире виртуальной реальнос­ти, коммуникационных технологий, визуальной логики и совсем иных скоростей. Поэтому весьма вероятно, что опыт, накопленный пожилыми людьми, останется невостребованным. А ведь самочувствие определяется мерой востребованности! Поэтому пожилому человеку важно осознать, что его непродуктивность связана не с потерей сил и заторможенностью, а с нежеланием и неумением вырабатывать новые подходы и навыки, стимулирующие личное развитие.

Чтобы понять структуру стратегий, продуктивных для этого возраста, обратимся к динамике Модели Мира. У пожилого человека чаще, чем у молодого, нарушается душевное равновесие вследствие перекоса временных координат, отсутствия гармонии между прошлым и будущим за счет перевеса прошлого. Фиксация на прошлом выявляется в непрерыв­ном «пережевывании» того, как могла бы сложиться жизнь, если бы... Возникает ригидность, проявляющаяся в стереотипности поведения и субъективной трудности смены способа деятельности при изменении усло­вий. Проживая большую часть актуального времени в своем прошлом, человек испытывает все больше страхов и тревог перед переменами и начинает проявлять нетерпимость ко всему непривычному, а потому бес­покоящему его. Поскольку у пожилого человека с годами силы убывают, а тревоги и страхи нарастают, он все меньше расположен обновлять и корректировать свои устоявшиеся представления о мире и уж вовсе без энтузиазма смотрит на новые ценности современного общества.

По мере того как человек стареет, усиливается инерционность системы ценностей, Модель Мира становится все более закостенелой — каждая ее трансформация требует все больших усилий. Теперь избыточная устойчивость как отдельных критериев, так и целостных сценариев определяет поведение независимо от перемены обстоятельств, что поддерживает видимость нормального реагирования, но препятствует дальнейшему развитию. Не желая признаваться себе в этих возрастных переменах, человек часто выдает их за «рыцарски-твердый характер», который в итоге приводят к ситуациям, называемым «нашла коса на камень». Рыцарские доспехи, во-первых, отражают удары мечей, но их вес ограничивает свободу движений, во-вторых, лишают гибкости, отрезая человека от помощи. Тем самым доспехи становятся тюрьмой, радикально ограничивающей психическую подвижность. Это проявляется и в речи человека: неуклонно растет число категорических императивов — «следу­ет», «должен», «обязан», «непременно» и т.п., — которые навязываются окружающим. И чем больше прогрессирует этот процесс, тем более беспокойным, враждебным, страдающим от чувства вины становится человек, поскольку чрезмерно жесткие установки и требовательность к молодым разрушают личные чувства и отношения.

Из набора стратегий, используемых для разрешения конфликтов, пожилые чаще обращаются к стратегиям избегания и приспособления, так как это позволяет им экономить энергию и сохранять душевное рав­новесие — то, что прежде всего оберегает человек, умудренный жизнью. Пожилые люди не используют конкуренцию не только потому, что она требует больших энергетических затрат, но и по этическим соображе­ниям, на базе своей устоявшейся системы ценностей. При осознании устарелости критериев, применяемых на практике, несмотря на изме­нившиеся условия, такое поведение рационализируется как повышенное чувство долга и невозможность идти на компромисс, в то время как по существу это следствие снижения гибкости мышления. Именно подобная негибкость, предстающая как излишняя властность, категоричность и нетерпимость, подталкивает к поиску причин возникающих конфликтов не в себе, а в недостатках окружающих. Особенно ярко принципиальная непримиримость проявляется в области морали, и санкции, к которым прибегает такая высокоморальная личность в борьбе со злом, слишком суровы и ведут к принуждению: окружающие обязаны пользоваться теми же критериями. Стремление к экономии душевных сил выявляет тенденцию к стереотипизаиии — не только в поведении, но и в мыш­лении, деформируя реакцию на новизну. Оказывается, что в эти годы опыт — не только богатство, но и враг, поскольку нравственные и социальные нормы нередко успевают окостенеть, препятствуя освоению новых личностных и социальных реалий.

С возрастом изменяется выраженность врожденного темперамента. Поскольку старение приводит к замедлению обмена веществ, вследс­тв

Наши рекомендации