Глава 1. Введение в возрастную психологию

Минск

БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

А. А. Амельков

ОСНОВЫ

ВОЗРАСТНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Минск

«БИП-С Плюс»

 
  Глава 1. Введение в возрастную психологию - student2.ru

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.8я73

А 61

Рекомендовано к печати

научно-методическим советом БИП

  Амельков, А.А.
А 61   Основы возростной психологии: учеб.-метод. пособие / А. А. Амельков. – Мн.: БИП – С Плюс, 2006. – 47 с.
  ISBN 985-6747-25-2.
  Пособие содержит основные положения возрастной психологии. Предназначено для студентов психологических специальностей, учителей психологии, преподавателей вузов.
  УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73  
ISBN 985-6747-25-2     ã Амельков А.А., 2006 ã Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2006
     

 
  Глава 1. Введение в возрастную психологию - student2.ru

Введение

Цель данного курса – оказать помощь студенту усвоить основные понятия и категории психологии развития, понять общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека, сформировать у студентов определенные профессиональные умения и навыки.

Курс возрастной психологии необходим для профессионального становления будущего психолога, в личностном развитии как специалиста, формировании его психологической культуры.

Задачами курса для студентов являются:

- овладеть основными категориями и понятиями возрастной психологии, изучить закономерности психического и личностного развития человека;

- создавать прочную базу необходимых практических умений и навыков диагностики и коррекции психического и личностного развития человека в соответствии с содержанием данного курса;

- развивать у студентов необходимые для будущей деятельности личностные и профессиональные качества, формировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности;

- посредством содержания курса осуществлять идеологическое воспитание студентов;

- формировать психологическую культуру личности будущего специалиста.

Краткое изложение основных закономерностей психического и личностного развития позволяет сориентироваться в такой сложной дисциплине, как возрастная психология. Это пособие написано для изучающих психологию в ознакомительном плане, а не в плане профессионального анализа закономерностей психического развития, так как объем читаемого лекционного курса всего 30 часов.

В достаточно большом количестве уже изданных учебников и учебных пособий широко описаны закономерности с разных позиций. В данной работе изложен еще один взгляд на особенности психического и личностного развития человека, который не противоречит логике дисциплины.

Это пособие не может претендовать на полноту и всестороннее освещение курса, но дает основные представления о психическом и личностном развитии человека, излагает особенности развития человека, которые слабо освещены в отечественной литературе. Некоторые вопросы изложены в таком виде впервые.

Тематический план курса
«Возрастная психология» для студентов третьего курса специальности «психология» со специализацией «юридическая психология»

№ п/п Название раздела или темы Всего Лекции Семинарские и практические занятия
  Введение в возрастную психологию      
1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
1.2. Методология и методы возрастной психологии
2. Закономерности психического и личностного развития человека      
2.1. Проблема развития в современной психологии (общий теоретический обзор)
2.2. Общие и возрастные закономерности психического развития человека
2.3. Возрастная периодизация психического развития
3. Психическое развитие ребенка до школы (детская психология)      
3.1. Развитие психики ребенка до года
3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве
3.4. Психическое и личностное развитие дошкольников
4. Психология развития ребенка в младшем школьном возрасте      
4.1. Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста
4.3. Психическое и личностное развитие младшего школьника
5. Психологические особенности взросления личности      
5.3. Психическое и личностное развитие подростка
6. Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте      
6.1. Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте
7. Проблемы развития личности в зрелом возрасте      
7.1. Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте
8. Основы герантопсихологии      
8.1. Психическое и личностное развитие в пожилом и старческом возрастах
9. Значение знаний по психологии развития для практической деятельности и жизни  
  ВСЕГО:
           

Глава 1. Введение в возрастную психологию

1.1. Предмет и структура
возрастной психологии

Предметом возрастной психологии являются возрастные закономерности психического и личностного развития человека. Фактически возрастная психология изучает особенности психического и личностного развития на возрастных периодах, характерные особенности перехода от одного возрастного периода к другому (особенности протекания возрастных кризисов).

Возрастная психология имеет следующую структуру. Важным разделом дисциплины является «Ведение в возрастную психологию», в котором описывается предмет возрастной психологи, ее задачи и методы. Второй раздел «Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека» включает в себя описание общих диалектических законов и закономерностей развития, а также такие важнейшие возрастные закономерности психического и личностного развития человека, как психологический возраст, возрастной кризис, биологические, социальные и психологические условия, периодизацию, социальную ситуацию, ведущий вид деятельности в психическом развитии и многие другие закономерности. Возрастная психология включает в себя такие разделы, как «Детская психология», «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юношеского возраста», «Психология зрелого возраста» и «Психология пожилого и старческого возраста». Во всех отмеченных разделах изучаются закономерности психического и личностного развития в том или ином возрасте.

Наши рекомендации