Глава 1. Введение в возрастную психологию
Минск
БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
А. А. Амельков
ОСНОВЫ
ВОЗРАСТНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
Минск
«БИП-С Плюс»
УДК 159.9 (075.8)
ББК 88.8я73
А 61
Рекомендовано к печати
научно-методическим советом БИП
Амельков, А.А. | ||
А 61 | Основы возростной психологии: учеб.-метод. пособие / А. А. Амельков. – Мн.: БИП – С Плюс, 2006. – 47 с. | |
ISBN 985-6747-25-2. | ||
Пособие содержит основные положения возрастной психологии. Предназначено для студентов психологических специальностей, учителей психологии, преподавателей вузов. | ||
УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 | ||
ISBN 985-6747-25-2 | ã Амельков А.А., 2006 ã Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2006 | |
Введение
Цель данного курса – оказать помощь студенту усвоить основные понятия и категории психологии развития, понять общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека, сформировать у студентов определенные профессиональные умения и навыки.
Курс возрастной психологии необходим для профессионального становления будущего психолога, в личностном развитии как специалиста, формировании его психологической культуры.
Задачами курса для студентов являются:
- овладеть основными категориями и понятиями возрастной психологии, изучить закономерности психического и личностного развития человека;
- создавать прочную базу необходимых практических умений и навыков диагностики и коррекции психического и личностного развития человека в соответствии с содержанием данного курса;
- развивать у студентов необходимые для будущей деятельности личностные и профессиональные качества, формировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности;
- посредством содержания курса осуществлять идеологическое воспитание студентов;
- формировать психологическую культуру личности будущего специалиста.
Краткое изложение основных закономерностей психического и личностного развития позволяет сориентироваться в такой сложной дисциплине, как возрастная психология. Это пособие написано для изучающих психологию в ознакомительном плане, а не в плане профессионального анализа закономерностей психического развития, так как объем читаемого лекционного курса всего 30 часов.
В достаточно большом количестве уже изданных учебников и учебных пособий широко описаны закономерности с разных позиций. В данной работе изложен еще один взгляд на особенности психического и личностного развития человека, который не противоречит логике дисциплины.
Это пособие не может претендовать на полноту и всестороннее освещение курса, но дает основные представления о психическом и личностном развитии человека, излагает особенности развития человека, которые слабо освещены в отечественной литературе. Некоторые вопросы изложены в таком виде впервые.
Тематический план курса
«Возрастная психология» для студентов третьего курса специальности «психология» со специализацией «юридическая психология»
№ п/п | Название раздела или темы | Всего | Лекции | Семинарские и практические занятия | |
Введение в возрастную психологию | |||||
1.1. | Предмет и задачи возрастной психологии | ||||
1.2. | Методология и методы возрастной психологии | ||||
2. | Закономерности психического и личностного развития человека | ||||
2.1. | Проблема развития в современной психологии (общий теоретический обзор) | ||||
2.2. | Общие и возрастные закономерности психического развития человека | ||||
2.3. | Возрастная периодизация психического развития | ||||
3. | Психическое развитие ребенка до школы (детская психология) | ||||
3.1. | Развитие психики ребенка до года | ||||
3.2. | Психическое развитие ребенка в раннем детстве | ||||
3.4. | Психическое и личностное развитие дошкольников | ||||
4. | Психология развития ребенка в младшем школьном возрасте | ||||
4.1. | Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста | ||||
4.3. | Психическое и личностное развитие младшего школьника | ||||
5. | Психологические особенности взросления личности | ||||
5.3. | Психическое и личностное развитие подростка | ||||
6. | Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте | ||||
6.1. | Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте | ||||
7. | Проблемы развития личности в зрелом возрасте | ||||
7.1. | Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте | ||||
8. | Основы герантопсихологии | ||||
8.1. | Психическое и личностное развитие в пожилом и старческом возрастах | ||||
9. | Значение знаний по психологии развития для практической деятельности и жизни | ||||
ВСЕГО: | |||||
Глава 1. Введение в возрастную психологию
1.1. Предмет и структура
возрастной психологии
Предметом возрастной психологии являются возрастные закономерности психического и личностного развития человека. Фактически возрастная психология изучает особенности психического и личностного развития на возрастных периодах, характерные особенности перехода от одного возрастного периода к другому (особенности протекания возрастных кризисов).
Возрастная психология имеет следующую структуру. Важным разделом дисциплины является «Ведение в возрастную психологию», в котором описывается предмет возрастной психологи, ее задачи и методы. Второй раздел «Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека» включает в себя описание общих диалектических законов и закономерностей развития, а также такие важнейшие возрастные закономерности психического и личностного развития человека, как психологический возраст, возрастной кризис, биологические, социальные и психологические условия, периодизацию, социальную ситуацию, ведущий вид деятельности в психическом развитии и многие другие закономерности. Возрастная психология включает в себя такие разделы, как «Детская психология», «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юношеского возраста», «Психология зрелого возраста» и «Психология пожилого и старческого возраста». Во всех отмеченных разделах изучаются закономерности психического и личностного развития в том или ином возрасте.