VI. Свободный выбор ценностей. Методика Е.Б. Фанталовой
Данная методика создавалась автором с целью охватить “ценностное ядро” личности как можно более полно, чтобы в итоге иметь информацию не только о существовании внутреннего конфликта и внутреннего вакуума, но и о функционирующей в мотивационно-личностной сфере системы наиболее значимых, влияющих на поведение и деятельность и частично взаимосвязанных между собой ценностей.
Работая над созданием списка для “Свободного выбора ценностей”, автор имела в виду, что он должен быть представлен в виде чередования разнопорядковых ценностей, охватывающих самые разные стороны человеческого бытия. Если разобрать предлагаемый ряд по рубрикам, то названия их могут быть примерно следующими: “Ценности как отношения к жизненным проявлениям и объектам”, “Ценности как характерологические и личностные качества”, “Ценности как материальные и житейские блага”, “Ценности как процессы определённой деятельности, как занятия чем-либо”, “Ценности как интересы к чему-либо”.
Инструкция.
Перед Вами список общечеловеческих ценностей. В списке стоят разнопорядковые ценности: одни из них означают абсолютные ценности, например: любовь к родине или любовь к детям и др. Другие ценности означают определённые человеческие качества, например: общительность или правдивость. Кроме того как бы “на стыке” перечисленных выше ценностей, можно выделить ещё одну группу ценностных понятий, одновременно относящихся к абсолютным ценностям человеческого бытия и, вместе с тем, выступающих как человеческие качества, характерологические черты, свойственные человеку в текущей жизни. К примеру: богатство, доброта, прощение.
Вам предстоит выбрать в списке и отметить на специальном регистрационном бланке только те ценности, которые Вы считаете наиболее значимыми и необходимыми в жизни.
Посмотрите весь список. В конце оставлено место, чтобы Вы вписали несколько своих дополнительных ценностей, которые очень важны для Вас, но их нет в списке. Последнее делать необязательно, но если у Вас есть такое желание, то стоит сделать.
Выбрав интересующие Вас ценности, оцените каждую из них на регистрационном бланке по 10-ти бальной шкале по параметрам “Ценность” (Ц) и “Доступность” (Д).
Пример: допустим, Вы оценили понятие “Доброта” и дали ему такие оценки: Ц=10, Д=2. Последнее означает, что наличию доброты Вы отводите максимум ценности, но она для вас малодоступна.
Постарайтесь выбрать только 10 наиболее значимых ценностей, обведя их в кружок.
Процедура обработки и интерпретации данных.
Вначале перечисляются ценности, выбранные из списка, а затем дополнительные (начиная с №74 и далее). Отмечаются внутренние конфликты (ВК)=(Ц-Д≥4); внутренние вакуумы (ВК) = (Д-Ц≥4). В конце перечисляются актуальные и реализованные ценности, где |Ц-Д| <4 и где нет выраженных внутренних конфликтов и внутренних вакуумов. Полученные результаты можно разделить по 3-м рубрикам: “Внутренние конфликты” (Ц-Д≥4), “Резервный внутренний фонд” (Д-Ц≥4), “Актуальное состояние, реальная жизнь” (|Ц-Д| <4).
Интерпретативная схема, таким образом, будет включать в себя иерархию ценностных приоритетов и блокированные потребности, в зависимости от выражения внутреннего конфликта (ВК), а также “избыточность присутствия” и компенсаторные возможности (в зависимости от выраженности внутреннего вакуума).
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ
НАЗВАНИЕ | Ц | Д |
1. Твёрдая воля | ||
2. Целеустремлённость | ||
3. Твёрдость взглядов | ||
4. Прямота , откровенность | ||
5. Искренность | ||
6. Правдивость | ||
7. Жертвенность | ||
8. Терпимость | ||
9. Мудрость | ||
10. Доброта | ||
11. Щедрость | ||
12. Честность | ||
13. Порядочность | ||
14. Смелость | ||
15. Жизнерадостность | ||
16. Чувство юмора | ||
17. Благородство | ||
18. Духовность | ||
19.Дружелюбие | ||
20. Незлопамятность | ||
21. Альтруизм | ||
22. Уважение к людям | ||
23. Прощение | ||
24. Оптимизм | ||
25. Терпение | ||
26. Вера в Бога | ||
27. Удовольствия | ||
28. Развлечения | ||
29. Смекалка | ||
30. Понимание других людей | ||
31. Доброжелательность | ||
32. Наличие детей | ||
33. Любовь (как чувство мужчины к женщине и наоборот) | ||
34. Любовь к человеку, к ближнему | ||
35. Любовь детям | ||
36. Любовь к природе | ||
37. Любовь к животным | ||
38. Наличие семьи | ||
39. Философский склад ума | ||
40. Практический склад ума | ||
41. Игры | ||
42. Спорт | ||
43. Спокойствие | ||
44. Моральная поддержка | ||
45. Бережливость | ||
46. Широта взглядов | ||
47. Сочувствие | ||
48. Интерес к чтению, к книгам | ||
49. Интерес к музыке | ||
50. Интерес к живописи | ||
51. Интерес к театру | ||
52. Деньги | ||
53. Работоспособность | ||
54. Общение | ||
55. Общительность | ||
56.Любовь к Родине | ||
57.Тактичность | ||
58. Вежливость | ||
59. Интеллигентность | ||
60. Сдержанность | ||
61. Красота поступка, нравственность | ||
62. Красота вещей, окружения | ||
63. Красота человеческой внешности | ||
64. Чистоплотность | ||
65.Уют | ||
66. Отдых | ||
67. Досуг | ||
68.Весёлость | ||
69.Самокритичность | ||
70.Отсутствие тщеславия | ||
71. Отсутствие снобизма | ||
72. Снисходительность к слабостям других | ||
73. Эмоциональная отзывчивость | ||
74. | ||
75. | ||
76. | ||
77. | ||
78. | ||
79. |
Диагностики супружеских конфликтов
Методика В.П. Левкович [73]
Инструкция.
Прочитайте внимательно следующие вопросы и оцените их справедливость для Вас в баллах по следующей шкале:
1. Это не имеет ко мне отношения - 0 баллов
2. Нет, это меня не беспокоит - 1 балл
3. Да, но это мало меня беспокоит - 2 балла
4. Да, это определенно меня беспокоит - 3 балла
5. Да, это сильно меня беспокоит - 4 балла
6. Да, это чрезвычайно меня беспокоит - 5 баллов.