Классификация высших чувств

Высшие чувства
Нравственные (моральные) Интеллектуальные Эстетические
Любовь Товарищество Патриотизм Долг Честь Дружба Совесть Привязанность Ненависть Трусость Жадность Зависть Презрение Жажда знаний Любознательность Радость открытия Удивление Сомнение Уверенность в суждениях Юмор Ирония Сарказм Цинизм   Любовь к природе, Людям, искусству

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является их главной ценностью.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности, связаны с познавательными процесса­ми и творчеством, активизируют психические процессы.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это - любовь к красоте.

35 Понятие о воле и структура волевых действий

1. Общее понятие о воле.Человек не только воспринимает окружающий мир, не только как-то к нему относится, но и сам воздействует на окружающий мир, преобразуя его в своих целях. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Например, цель – прочитать очень интересную книгу, если она стоит на полке и человек обладает свободным временем. Но иногда достижение цели связано с преодолением препятствий и трудностей. Препятствия бывают двух видов: внешние и внутренние.

Внешние препятствия – это не зависящие от человека внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия.

Внутренние препятствия – зависят от самого человека (нежелание, лень, плохое настроение).

Воля– сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Воля обеспечивает выполнение двух важных функций:

1. Побудительная функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека желаниями.

Одним из наиболее характерных проявлений воли выступает поведение человека в условиях риска. Воля – необходимое условие риска.

Риск – характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и наличии его предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (наказание, травма, потери престижа).

2. Структура волевого действия.В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия. Мотив поясняет: а)почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности, б)на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение, в)мотивация является средством саморегуляции поведения человека. К этим средствам относятся эмоции, желания, влечения. Эмоции могут изменить общую направленность деятельности, перестраивать поведение, вносить дополнительные побуждения. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, различают влечения и желания.

Влечение – мотив деятельности, представляющий собой недостаточно отчетливо осознанную потребность. Влечение смутно, неясно. Человек испытывая влечение, невольно стремится к объекту влечения. Иногда он не осознает, что является причиной. Иногда человек осознает, что ему что-то нужно, но не понимает что.

Желание – мотив деятельности, характеризующийся достаточной осознанностью потребности. При этом осознаются не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения.

Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

3. Волевые качества личности.Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей. Многие не считают лень недостатком, признают за собой это дефект и прячутся за ним как за ширмой.

Кроме этого, выделяют еще несколько волевых качеств:

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям, хотя самостоятельный человек всегда готов рассмотреть и чужие советы и если они разумны – принять их. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.

Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» - толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.

Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.

Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.

36 Темперамент и свойства нервной системы, типы темперамента.

Темперамент - это индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических прояв­лений психики человека. Темперамент определяется интен­сивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания пси­хических процессов и изменения психических состояний личности.

В основе темперамента лежат особенности нервной дея­тельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных про­цессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются си­лой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.

На основе различных сочетаний этих показателей фи­зиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, силь­ный, инертный и слабый тип.

Оказалось, что они соответствуют известным со вре­мен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:

- холерик (безудержный тип) - преобладание возбуж­дения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил;

- сангвиник (сильный тип) - характеризуется быстро­той реакции, высокой психической активностью, богатст­вом мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;

- флегматик (инертный тип) - связан с медлительно­стью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокой­ствием, слабым проявлением эмоций, низкой психиче­ской активностью, уравновешенностью;

- меланхолик (слабый тип) - свойственны сдержан­ность речи и движений, низкий уровень психической ак­тивности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.

От темперамента как врожденной особенности пси­хики зависят такие свойства личности, как впечатлитель­ность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.

В чистом виде ни одного из четырех типов темпера­мента не существует. Каждый человек имеет индивиду­альный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного тем­перамента.

Особенности темперамента личности обуславливают так­же индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жиз­ненного опыта.

В трудовой деятельности большое значение имеет со­вместимость людей по темпераменту.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов - это способность нервных кле­ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо­жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле­ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла­бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов. Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нерв­ной системы быстро в ответ на требования условий внеш­ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор­можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениятипа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1.Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2.Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

3.Холерик - сильный, неуравновешенный, со слабы­ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4.Меланхолик - слабый.

37 Характер, акцентуации характера и их типы

Характер - это психическое свойство личности, представляющее собой систему ее существенных и относительно устойчивых качеств (черт) обуславливающих пове­дение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:

По отношению к другим людям (общительность - замк­нутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).

По отношению к себе (скромность- самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.).

По отношению к делу (ответственность - недобросо­вестность, трудолюбие - леность и т.д.).

По отношению к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряш­ливость и т.д.).

Структура и содержание характера определяется:

Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самооблада­ние, самостоятельность, инициативность и противопо­ложные им черты характера).

Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие).

Интеллектуальными особенностями личности (глубо­комыслие, сообразительность, находчивость, любозна­тельность и т.п.).

Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностя­ми, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевоз­можных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общест­венные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.

Существуют различные типологии характеров. Немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:

Астенический тип (шизотимик) - обычно худой че­ловек, среднего или выше среднего роста, имеющий уз­кие плечи, тонкие руки, слабразвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен,
раним).

Атлетический тип (искотимик) - имеющий разви­тую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощ­ной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессив­ный либо мало впечатлительный, со сдержанными жеста­ми и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).

Пикнический тип (циклотимик) - отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, доб­родушен, реалистичен во взглядах).

Согласно типологий К. Юнгалюдей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:

- экстраверт - заряжается энергией от людей и дей­ствий, направлен к внешнему миру, общителен;

- интроверт - черпает энергию внутри себя, направ­лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.

38 Способности, задатки и склонности, виды и уровни развития способностей

Способности - это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологиче­ских и социальных факторов. Природными предпосылка­ми способностей являются задатки.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной сис­темы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.

По уровню развития способности бывают:

- одаренность - это совокупность нескольких способ­ностей, обуславливающая успешную деятельность чело­века в определенной области и выделяющая его среди других людей. Обычно одаренность проявляется в нали­чии разносторонних способностей;

- талант - совокупность способностей, которая по­зволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и обще­ственной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности;

- гениальность - высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение принципиально но­вого, имеющего большое историческое значение.

Выделяют также следующие способности:

- общие - интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности;

- специальные - способности, необходимые для вы­полнения конкретных видов деятельности;

- профессиональные - способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного со­четания, возможна и компенсация недостающей способ­ности другими);

- творческие - способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие спо­собности человека могут проявляться в любой деятельно­сти: научной, художественной, производственной, поли­тической, экономической, педагогической и др.).

Различают способности:

Основания классификации
По происхождению По ширине направленности По степени реализации По уровню развития
Природные Социальные Общие Специальные Потенциальные Актуальные Одаренность Талант Гениальности

Природные способности обусловлены биологически, а соци­альные - в большей мере системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.

39 Возникновение и формирование межличностных отношений

Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Классификация межличностных отношений:

Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

40 Общение, его функции и структура, средства и виды.

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.

функции общения:

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Виды общения:

- вербальное – невербальное;

- контактное – дистантное;

- непосредственное – опосредованное;

- устное – письменное;

- диалогическое – монологическое;

- межличностное – массовое;

- частное – официальное (деловое);

- искреннее – манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

- принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

- принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

- принцип качества информации (не ври);

- принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

- выражай мысль ясно и убедительно;

- умей слушать и понять нужную мысль;

- умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

- появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

- ориентировка в целях, в ситуации общения;

- ориентировка в личности партнера;

- планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

- бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

- восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

- корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

- язык - обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

- интонация;

- мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

- позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

- взгляды, «контакт глаз»;

- жесты.

Стратегии поведения:

а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;

б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера;

в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого

41 Конфликты в межличностных отношениях: их классификация и причины возникновения

Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом,

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Конфликт – это процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия на основе противоположно направленных мотивов (интересов, потребностей) или убеждений (взглядов, позиций).

Классификация конфликтов в зависимости от основания возникновения:

- по источникам и причинам возникновения - объективные и субъективные; деловые и личностные;

- по коммуникативной направленности - горизонтальные, вертикальные, смешанные;

- по составу конфликтующих сторон - внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые;

- по функциональной значимости - конструктивные и деструктивные;

- по формам столкновения - открытые и скрытые;

- по масштабам и продолжительности - общие и локальные; кратковременные и затяжные;

- по способам урегулирования - антагонистические и компромиссные.

Структурные элементы конфликта:

- предмет конфликта - это реально существующая при­чина, из-за которой стороны вступают в противоборство;

- конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта;

- инцидент - это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта;

- конфликтное поведение - это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов;

- разрешение конфликта - это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

Причины конфликтов:

Общие причины:

- социально-политические и экономические причины;

- социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

- социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;

- индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и др.).

Причины, связанные с неправильным управлением:

- недостатки организации труда;

- нечетко обозначенные права и обязанности сотруд­ников;

- неритмичность и нестабильность режима труда;

- неудовлетворенность своим трудом (отсутствие эле­ментов творчества, низкий престиж и материальное сти­мулирование);

- неправильная оценка труда персонала;

- недостатки в стиле руководства.

Причины, связанные с психологической несовмести­мостью:

- взаимное непонимание;

- несоблюдение общепринятых моральных норм;

- негативные черты характера (эмоциональная не­сдержанность, недостаток эмпатии и т.д.).

Частные причины, связанные с конкретным видом конфликта:

- неудовлетворительные условия труда;

- нарушение служебной этики;

- нарушение трудового законодательства;

- ограниченность ресурсов;

- различие в целях, ценностях, мотивах, средствах и т.д.;

- неудовлетворительные коммуникации.

42 Управление конфликтами и способы их разрешения.

Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтом включает следующие виды деятельности:

- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

- предупреждение или стимулирование конфликта;

- регулирование конфликта:

а) признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;

б) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;

в) создание специальных органов регуляции конфликтного взаимодействия или привлечение конфликтолога;

- разрешение конфликта.

Методы управления конфликтами:

Внутриличностные методы - касаются отдельной лич­ности и состоят в правильной организации своего собст­венного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп­понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.

Межличностные методы - предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После вы­яснения причин конфликта не менее важно найти взаи­моприемлемое для конфликтующих решение.

Структурные методы - касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причинвыбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

- настойчивость (принуждение). Тот, кто придержива­ется этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эф­фективной в ситуации, угрожающей существованию ор­ганизации или достижению ее важных целей;

- уход (уклонение) - стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой цен­ности, если ситуация может разрешиться сама собой;

- приспособление (уступчивость) - предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принес­ти их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта страте­гия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной;

- компромисс - характеризуется принятием точки зре­ния другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет вза­имных уступок;

- сотрудничество - участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают го­товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про­анализировать причины разногласий и найти приемле­мый для всех выход.

43 малые группы, условия и стадии ее развития, классификация малых групп, динамические процессы

Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация малых групп:

- условные и реальные.

Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).

Реальные группы – это группы, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы в свою очередь могут быть лабораторными и естественными.

- формальные и неформальные.

Формальные группы создаются в соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и основная деятельность членов группы.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами по себе.

- группы членства и референтные группы.

Референтные группы – это группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».

По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:

- ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;

- коллектив – группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Групповая динамика – это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями.

Основные элементы групповой динамики:

- цели группы;

- нормы группы (групповые санкции и система ценностей);

- структура группы и проблема лидерства;

- сплоченность группы;

- феномен группового давления;

- фазы развития группы.

Нормы группы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно быть подчинено поведение её членов.

Групповые санкции – это механизм, посредством которого группа возвращает своих членов на путь соблюдения норм группы. Они могут быть поощрительные и запретительные.

Сплоченность – это взаимное тяготение членов группы друг к другу и выражается в стремлении оставаться в группе и сохранить её любой ценой.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.

По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

По статусу различают коллективы официальные - «формальные» и неофициальные - «неформальные». Официальные коллективы являются юридически оформленными в рамках правового пространства, а неофициальные - на желании людей сотрудничать друг с другом

44 Психология управления как наука,основные направления ее развития

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области П. у. о

Наши рекомендации