Методика 5. Исследование взаимоотношений в группе учащихся

(Авторы Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.)

Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О), Анкета позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников.

Инструкция: Испытуемым предлагается внимательно прочесть анкету и распределить одноклассников по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, с которыми у них сложились указанные отношения.

Шкала «СД» – социальная дистанция

№ п/п Мое отношение к одноклассникам Число лиц  
1. Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться.  
2. Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время.  
3. Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют и мне хочется сблизиться с ними.  
4. Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений.  
5. Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю.  
6. Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю.  
7. Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего.  

Инструкция.Учащимся предлагается внимательно прочесть анкету и в каждой шкале обвести кружком порядковый номер утверждения, наиболее сходным с их мнением.

Шкала «Д» – Дружба

№ п/п Мое мнение о классе
Очень недружный, постоянно происходят ссоры
Недружный, часто возникают ссоры
Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают
Нет ссор, но каждый живет сам по себе
Дружный класс
Очень дружный и сплоченный.

Шкала «А» - альтруизм

Мое мнение о классе
Ребята отказываются помогать друг другу
Не принято помогать друг другу
Помогают друг другу только по требованию учителей
Помогают друг другу по просьбе
Помогают только своим друзьям
Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания


Шкала «О» – ответственность

Мое мнение о классе
В классе нет взаимной ответственности
Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица
Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела
Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство школьников
Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам всего класса
Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей

Обработка данных

1. Найти суммы показателей всех анкет по каждому утверждению.

2. Вычислить показатели шкалы СДв процентах к общему числу оценочных суждений:

Методика 5. Исследование взаимоотношений в группе учащихся - student2.ru ,

где Сi– общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы;

n – число учащихся в классе;

i– 1,2,3,4,5,6.

Интерпретация и анализ результатов

1. Соотношение коэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе: позитивных, нейтральных, негативных.

2. Данные всех шкал используются для составления характеристики взаимоотношений в классе.

3. Проанализировать каждый уровень взаимоотношений и дать характеристику выраженности каждого показателя по всем шкалам.

Методика 6. Изучение психологического климата группы школьников

Изучение проводится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений. Шкала предложена Ф. Фидлером, адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Инструкция. Испытуемым предлагается следующее задание: «Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «х», тем более выражен этот признак в вашем классе». Для взаимоотношений в вашем классе характерны: отформатировать таблицу

   
Дружелюбие                 Враждебность
Согласие                 Несогласие
Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
Увлеченность                 Равнодушие
Продуктивность                 Непродуктивность
Теплота                 Холодность
Содружество                 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка                 Недоброжелательность
Занимательность                 Скука
Успешность                 Безуспешность

Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка, поставленного испытуемым от 1 до 8 баллов. Итоговый показатель каждого из них находится в диапазоне от 10 (самый благоприятный климат) до 80 (самый неблагоприятный).

Обработка результатов

1. Соединив значки, поставленные учащимися, можно построить профиль оценки ими психологического климата класса.

2. Вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели. Сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальными позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки могут рассматриваться как свидетельство неудовлетворенности положением в классе.

3. На основании полученных данных продумать групповые мероприятия по сплочению класса и индивидуальную работу с учащимися, имеющими негативные установки по отношению к классу (наблюдение, беседа, сбор независимых характеристик и т.д.).

Наши рекомендации