Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности
Билет 1. Психология как наука, её объект и предмет исследования.
Психология – это наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики и развитие психики.
Объект изучения психологии – психический мир человека.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении объективного мира, регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменениях внешних условий.
Содержанием психики выступают образы реальных предметов, которые являются индивидуальными. Материалистическое понимание психики выражается в том, что она рассматривается как явление вторичное, производное от материи.
Предмет психологии –психические процессы, свойства, состояние человека, его сознание и закономерности его поведения.
Билет 2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.
Задачи психологии:
· Повышение качества труда и продукции;
· Совершенствование управления экономикой;
· Совершенствование сферы обслуживания;
· Обучение и воспитание;
· Охрана здоровья и обеспечение работоспособности;
· Проектирование, разработка и эксплуатация техники.
Методы психологии:
· Методы сбора информации(наблюдения, изучение результатов деятельности, изучение документов, опрос, тестирование, изучение биографии);
· Методы обработки данных( статистический анализ, факторный анализ(выявление наиболее значимых факторов));
· Методы психологического воздействия( дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация).
Билет 3. Современные представления об этапах развития психики.
1. Раздражимость – простая форма всего живого реагировать на воздействие внешней среды.
2. Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде.
3. Инстинктивное поведение. Инстинкты – врождённое стереотипное автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексов.
4. Условно-рефлекторное поведение – это способность приобретать навыки.
5. Рассудочное поведение – это способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами.
6. Сознание - это высшая интегрированная форма психики, результат общественных исторических условий в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
Билет 4. Понятие о сознании как высшей ступени развития психики.
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание — это высшая интегрированная форма психики, результат общественных исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.
Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы внутренней среды самого организма – называются познавательными психическими процессами.Именно они обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
Все психические процессы условно принято делить на 3 большие группы:
1. Познавательные, направленные на отражение окружающей действительности ( К ним относятся: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение).
2. Волевые, направленные на регуляцию и организацию поведения ( К ним относятся: речь, воля, внимание.
3. Эмоциональные (эмоции, чувства).
Каждый из этих процессов, независимо от классификации, имеетсвои собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы воспринимаем мир не как нагромождение форм, цветов, запахов и т.п., а именно как мир, находящийся вне нас, целостно наполненный светом, звуками, запахами, предметами, представляющий своеобразное органическое единство.
Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления.
Воображениетакже как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное, отражение опыта практической деятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.
Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Этот переход от ощущения к мысли - сложный процесс, осуществление его было бы невозможно без целостного взаимодействия всех психических процессов.