Территориальность и ее проявления
Если личное пространство контролируется посредством установления дистанции «от себя», то есть изначально и принципиально эгоцентрично, то следующая форма проявления приватности, территориальность, подразумевает отрыв от места нахождения субъекта. В развитой форме территориальность основана на фиксации некоторого пространства, определения в нем норм поведения и контроля за их соблюдением. Фиксированными территориями (которые не входят в личное пространство человека, а вынесены за его границы) могут быть дом человека, его рабочее место, больничная койка, полка купе и т. д.
Явление территориальности начало привлекать к себе внимание исследователей уже в 20—30 гг. в рамках социологических работ, направленных на изучение городской среды, соседства, иммиграции и этнических особенностей. Позже искажения территориальности были отмечены и у людей дезадаптированных или находящихся в особых условиях (в клинике, баре и т. п.). Методики, которые при этом использовались, отражали принципы разных психологических течений, и потому среди них можно было встретить и наблюдение, и эксперимент, и самоотчет.
Определения территориальности вначале были преимущественно описательными. Так, В. Барт (W. H. Burt) определял территорию как дружественную часть жилища или область вокруг него, по которой животное может беспрепятственно передвигаться [213], Г. Гедигер (H. P. Hediger) — как географический участок,
84
на котором животное живет и которое оно защищает от вторжения других особей [237]. Территории используются для функций пропитания, спаривания и воспитания потомства, обозначаются оптическими, акустическими и обонятельными сигналами, то есть имеют отличительные для данной особи характеристики и защищаются от вторжения. Г. МакБрайд (G. McBride) добавлял к этому определению, что территории необходимы для гнездования (постройки жилищ), они бывают постоянными или сезонными и могут изменяться в размере [253].
К. Карпентер (C. R. Carpenter) рассматривал территориальность как сложноорганизованную поведенческую систему, которая может быть описана в пространственно-временных понятиях [214]. Она сплачивает индивидов в группы для защиты участка и побуждает демонстрировать превентивную агрессию для предотвращения нападений на него. Территориальность выполняет около 30 функций, среди которых — расселение популяции, контроль над границами, ослабление сексуальной конкуренции, безопасность и защита.
Некоторые определения касаются специфически человеческих проявлений. Так, Д. Сти (D. Stea) понимал территориальность как отражение человеческой потребности обладать частью пространства и, насколько возможно, защищать его от вторжения со стороны других [275]. Р. Соммер (R. Sommer) считал, что территория — это участок, который контролируется индивидом, семьей или другой реально существующей группой, причем контроль выражается либо во владении участком, либо в защите его от агрессии [274]. Позже он использовал понятие персонализации: территория — это географический участок, который персонализируется, обозначается (маркируется) различными способами и защищается от вторжения. Л. Пасталан (L. A. Pastalan) к уже перечисленным признакам территориальности у человека добавляет психологическую идентификацию с местом, символически представленную в установках человека на владение местом и размещении на нем разных объектов [263]. Е. Гоффман (E. Goffman) считал главным в территориальности обозначение собственности и эксклюзивности на владение [232].
И. Альтман, проанализировав большое количество определений территориальности, выделил в них следующие общие черты:
85
• территориальность всегда направлена на определенное место, географический ареал или некоторые объекты;
• данное место обладает для его владельца определенной функцией (место отдыха, работы, свидания и т. д.);
• оно всегда обозначается (маркируется) определенным образом;
• владение местом может быть как индивидуальным, так и коллективным;
• территориальность проявляется в защитном поведении;
• владелец регулирует и контролирует поведение других в отношении данного места [204].
В чем заключаются функции территориальности у человека? В общем виде их можно свести к следующим трем:
• территориальность — это основа формирования индивидуальной и групповой идентичности, то есть она позволяет определить, кто я и кто мы;
• территориальность представляет собой средство организации взаимоотношений;
• фиксирование территории дает человеку возможность контролировать среду, то есть самому определять свою деятельность и степень социального контакта при осуществлении этой деятельности.
Территориальность подразумевает «прикрепление» места к субъекту, причем это место может не примыкать к личному пространству буквально и даже не быть в отношении собственности субъекта — символически «прикрепленным» местом может быть «своя парта», «наша скамья», «наша беседка» и т. д. Рассмотрение структуры города или поселка с точки зрения «прикрепленности» к субъектам открывает существенно новую форму организации жилого пространства, его социальную систему, осуществляющую контроль над своими территориями.
Истоки территориальных проявлений мы можем найти в поведении других, помимо Homo, видов. И хотя человеческое поведение более вариативно, у людей тоньше нюансировка территориальности, сравнение, однако, показывает и много общего. Можно предположить, что территориальность содержит в себе и врожденное, и приобретенное. По мнению Р. Эрдри (R. Ardrey), территориальность представляет собой «открытую» программу
86
инстинктов. Она имеет эволюционное происхождение, но у человека модифицируется под влиянием социокультурных воздействий [208]. А. Х. Эссер (A. H. Esser) связывает территориальность с локализацией в головном мозге [226]. Он выделяет три системы мозга: 1) биологический мозг (ретикулярная формация и наиболее древние части) отвечает за элементарное социальное поведение и базовое самосохранение, 2) социально-эмоциональный мозг (лимбическая система) — за социальный уровень поведения, 3) интеллектуальный мозг (neocortex) — за взаимодействие со средой. Территориальность в основном регулируется первой и второй составляющими, это взаимодействие коры и инстинкта, то есть результат констелляции врожденного и приобретенного. Этот вывод представляется особенно важным для нас при переходе к обоснованию понятия психологического пространства личности как объединяющего территориальные, социальные и аксиологические (духовные) составляющие: ведь очень многие территориальные проявления, например, религиозно-духовные паломничества, приобретают знаковую форму и побуждаются не базовыми, а высшими потребностями.
Можно выделять различные типы территорий по следующим основаниям: 1) по мотивам их использования, 2) по географическим свойствам (размеру и месторасположению), 3) по социальной единице, которой территория принадлежит (индивидуум, группа, большая группа), 4) по продолжительности владения — временное размещение (место в автобусе) или постоянное (дом), 5) по реакциям обозначения территории и ее защиты. Эти основания объективны, то есть в них отсутствует указание на ту степень переживания территории как «личной», которой она обладает, или, иначе говоря, на меру ее персонализированности. Таким образом, возникает необходимость определить еще одно понятие теории приватности, которое И. Альтман стал использовать в своих более поздних работах и в котором еще сильнее представлено субъектное отношение к пространству.