Движущие силы и механизмы психического развития
Что является движущей силой развития? Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися (Л.С. Выготский, Алексей Ник. Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития.Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ними общей жизнью, заниматьопределенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повысить уровень возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему не доступны, но куда он стремится «войти» .
Личность развивается, создается общественными отношениями. Л.С.Выготский разработал теорию, которая показывает, как «через других мы становимся сами собой». Механизмом присвоения человеческой сущности является идентификация (отождествление).
Механизмом отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Частным случаем обособления является отчуждение (рождение, кризис 1 года, кризис 3 лет «я - сам», подростковая эмансипация и т.п.). Идентификация и обособление - диалектически связанные механизмы развития, находящиеся в единстве и противоположности. (диалектическое единство – это единство противоположностей). Идентификация выступает как социализация (процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности), а обособление как механизм индивидуализации (это процесс самоопределения, выделения из сообщества, приобретения своей уникальности и неповторимости) личности.
В целом развитие протекает у детей неодинаково и зависит от следующих условий:
- наследственности, среды, обучения и воспитания, активности самого ребенка.
Активность ребенка является одним из существенных условий его психического развития. Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды, обучения и воспитания будет малоэффективен. Но и в этом случае обратим внимание на то, что в развитии активности ребенка социальная среда, условия его жизни играют ведущую роль. Мы можем развить или погубить природную любознательность ребенка; его задатки, его веру в себя и свои возможности.
Основные понятия возрастной психологии: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования, кризис.
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Каждый возрастной период характеризуется: 1) социальной ситуацией развития, 2) образом жизни ребенка, ведущей деятельностью, 3) новообразованиями в сфере сознания и личности.
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (Ал.Ник.Леонтьев). Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности.
Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве - в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, раннем возрасте - манипулируя с предметами, дошкольном детстве - играя со сверстниками, младшем школьном возрасте - в учебной деятельности, подростковом - в интимно-личностном общении со сверстниками, старшем школьном - при подготовке к будущей профессии.
Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего возникновение нового. Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для последующего развития ребенка. Возрастные новообразования – это качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде. Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Новообразования, приводящие к перестройке сознания, изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе. Соответственно изменяется и социальная ситуация развития поскольку она представляет собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения, и он стремится изменить то место, которое занимает в системе общественных отношений.
Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. «Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста» (Л.С.Выготский). «Тем самым происходит переход к новой стадии развития его психической жизни», в связи с чем происходит и смена его ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев). Например, ребенок научившийся ходить становится относительно автономен, разрушая тем самым социальную ситуацию младенчества, характеризующуюся полной зависимостью от взрослого, и т.о. переходит в новый возраст – раннее детство.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.