Движущие силы и механизмы психического развития

Что является движущей силой развития? Подлинным содержанием психического развития явля­ется борьба внутренних противоречий, борьба между отжи­вающими формами психики и новыми, нарождающимися (Л.С. Выготский, Алексей Ник. Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития.Они отличаются в каждом возрас­те и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрос­лым, жить вместе с ними общей жизнью, заниматьопределенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлет­ворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоре­чие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повы­сить уровень возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему не доступны, но куда он стремится «войти» .

Личность развивается, создается общественными отношениями. Л.С.Выготский разработал теорию, кото­рая показывает, как «через других мы становимся сами собой». Механизмом присвоения человеческой сущности является идентификация (отождествление).

Механизмом отстаивания индивидом своей природ­ной и человеческой сущности является обособление. Частным случаем обособления является отчуждение (рождение, кризис 1 года, кризис 3 лет «я - сам», подро­стковая эмансипация и т.п.). Идентификация и обо­собление - диалектически связанные механизмы разви­тия, находящиеся в единстве и противоположности. (диалектическое единство – это единство противоположностей). Идентификация выступает как социализация (процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности), а обособ­ление как механизм индивидуализации (это процесс самоопределения, выделения из сообщества, приобретения своей уникальности и неповторимости) личности.

В целом развитие протекает у детей неодинаково и зависит от следующих условий:

- наследственности, среды, обучения и воспитания, активности самого ребенка.

Активность ребенка является одним из суще­ственных условий его психического развития. Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды, обучения и воспитания будет малоэф­фективен. Но и в этом случае обратим внимание на то, что в развитии активности ребенка социальная среда, условия его жизни играют ведущую роль. Мы можем развить или погубить природную любознатель­ность ребенка; его задатки, его веру в себя и свои воз­можности.

Основные понятия возрастной психологии: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования, кризис.

Возраст или возрастной период - это цикл детско­го развития, имеющий свою структуру и динамику. Каждый возрастной период характе­ризуется: 1) социальной ситуацией развития, 2) образом жизни ре­бенка, ведущей деятельностью, 3) новообразованиями в сфе­ре сознания и личности.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (Ал.Ник.Леонтьев). Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности.

Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в опре­деленном виде деятельности: в младенчестве - в непо­средственно-эмоциональном общении с матерью, ран­нем возрасте - манипулируя с предметами, дошкольном детстве - играя со сверстниками, младшем школьном возрасте - в учебной деятельности, подростковом - в интимно-личностном общении со сверстниками, стар­шем школьном - при подготовке к будущей профессии.

Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего возникно­вение нового. Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для последующего развития ребенка. Воз­растные новообразования – это качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде. Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Новообразования, приводящие к перестройке сознания, изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе. Соответственно изменяется и социальная ситуация развития поскольку она представляет собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения, и он стремится изменить то место, которое занимает в системе общественных отношений.

Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. «Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста» (Л.С.Выготский). «Тем самым происходит переход к новой стадии развития его психической жизни», в связи с чем происходит и смена его ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев). Например, ребенок научившийся ходить становится относительно автономен, разрушая тем самым социальную ситуацию младенчества, характеризующуюся полной зависимостью от взрослого, и т.о. переходит в новый возраст – раннее детство.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появля­ются новообразования, среди которых особое место за­нимает центральное новообразование, имеющее наи­большее значение для развития на следующей стадии.

Наши рекомендации